«Торжественный покой» в поэзии Пушкина

«Торжественный покой» — это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать «все причастное ему и из него вытекающее»8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж «кладбища родового» в деревне исполнен того покоя, которому подчинено все вокруг: селянин проходит с молитвой и со вздохом как проплывает, образ гроба получает эпитет «важный», ассоциативно связанный с «торжественным покоем», над этими «важными гробами» стоит «широко» дуб. «Широко»

здесь означает вольно, просторно, в отличие от «тесно», «несвободно» (на городском кладбище), что подтверждается и упоминанием его в предыдущей строке.
Сам по себе образ дуба, завершающий стихотворение, является особо значимым и всегда привлекал исследователей.
Несомненно, что он символизирует здесь победу жизни над смертью, приобщение человека к Божественному, вечному началу мира. Но это «общее» значение образа, на наш взгляд, можно и конкретизировать, если «поставить» его в контекст отечественной духовной традиции, на что указует далеко не случайная дата написания — 14 августа — и особое
время — осень, введенное Пушкиным в пейзаж «Когда за городом задумчив я брожу.».
В творчестве Пушкина образ осени обладает особым качеством сакральности, имеющим конкретное духовное значение жертвы, креста, о чем подробно писал В. С. Непомнящий9, на что указывал и Ю. М. Лотман. Образ осени в творчестве Пушкина внутренне связан с образом смерти на «кладбище родовом» своей трансцендентностью, переходом от умирания (лета) к началу церковного новолетия, от начала церковного новолетия (сентябрь) к дальнейшему развитию годового круга.
Осень связывается в сознании поэта и с жертвой («Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана.». Осень — переход от умирания к воскрешению, жертва. Этот спектр значений образа соотносим с датой написания стихотворения, вернее, с теми событиями, на которые эта дата указывает. 14 августа по нов. стилю — начало Успенского Поста, заканчивающегося праздником Успения Божией Матери. Но 14 августа нов. стиля — это и церковный праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Примечательно здесь и то, что именно осенью Церковь еще раз вспоминает о Кресте в празднике Воздвижения Креста Господня. Таким образом, августовско-осенний природный цикл освящается Крестом и сакрализует Им земное пространство жизни. «На кладбище родовом» тема креста незримо присутствует и в самом осеннем пейзаже, и в образе могил, осененных крестом, и, наконец, в вечной жизни древа — дуба, широко стоящего над торжественным покоем могил. Этот конкретный зрительный образ дерева указует на другое древо.
В стихирах на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста присутствует именно такой образ преображенного, исцеленного древа, прельстившего Адама: «Кровию Божиею яд змиев отмывается, неправедным судом праведнику осуждену бывшу: древом бо подобаше древо исцелити. Образ дуба как символа преображенной («исцеленной») природы, получившей качество святой бесконечной жизни, завершает пространство Дома.
Здесь земная горизонталь осенилась вертикалью, и это пересечение дольнего горним образует крест, прообраз Креста, преобразующего и одухотворяющего человека и природу. Именно такое место в земном пространстве становится домом странника, обретающего в Отечестве земном Отечество Небесное.
Способность русского человека «жить на земле с глазами, устремленными к Небу»12 — так определил архим. Константин (Зайцев) духовную основу отечественного уклада. Именно это качество и формирует феномен Дома в художественном мире Пушкина, стремящегося к сопряжению святого и обыденного и приобщению быта человека к бытию.
Образ Дома в творчестве Пушкина является художественным выражением тем русской словесности. В связи с этим тема Дома не только в творчестве Пушкина, но и вообще в русской литературе становится наиболее важной для раскрытия художественного мира отечественной классики. «Образ Дома в «Горе от ума»»; «Образ отечества отцов» (Грибоедов); «Образ странника Чацкого»; «Образ Дома в поэзии Лермонтова»; «Тема семьи и образ Дома в «Медном всаднике», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине»»; «Образ Дома в поздней лирике Пушкина» — вот лишь несколько возможных тем сочинений по литературе, соответствующих школьному базисному компоненту.
В связи с тем, что образ Дома является одним из ключевых в русской литературе и культуре, нами совместно с педагогическим коллективом школы «Московиты» на основании написанного пособия «Обретение Отечества: русская словесность первой половины XIX в.» разрабатывается программа школьного интеграционного курса «Обретение Отечества», включающего в себя межпредметные связи (русский язык, литература, история, МХК).
Эта программа состоит из нескольких проектов, включающих в себя деятельность учащихся в разных творческих сферах, объединенных общей темой «Обретение Отечества».
В течение ряда лет в школе во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и школе-пансионе «Плесково» совместно с педагогическим коллективом этих учебных заведений осуществлялись разработка и внедрение программы «Обретение Отечества» для школьного курса русской литературы, где центральным являются образ Дома и поэтика его воплощения в русской словесности в XX в. Также в школе-пансионе «Плесково» в настоящее время действует постоянный семинар для учителей, посвященный духовно-нравственному содержанию курса «Обретение Отечества».
Таким образом, конкретная тема «Образ Дома в поздней поэзии Пушкина» является одной из фундаментальных и практически значимых, помогающих освоению наследия русской культуры в гуманитарном цикле школьного базисного компонента.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Торжественный покой» в поэзии Пушкина