“Торжественный покой” в поэзии Пушкина

“Торжественный покой” – это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать “все причастное ему и из него вытекающее”8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж “кладбища родового” в деревне исполнен того покоя, которому подчинено все вокруг: селянин проходит с молитвой и со вздохом как проплывает, образ гроба получает эпитет “важный”, ассоциативно связанный с “торжественным покоем”, над этими “важными гробами” стоит “широко” дуб. “Широко” здесь означает вольно, просторно, в отличие от “тесно”, “несвободно” (на городском кладбище), что подтверждается и упоминанием его в предыдущей строке.
Сам по себе образ дуба, завершающий стихотворение, является особо значимым и всегда привлекал исследователей.
Несомненно, что он символизирует здесь победу жизни над смертью, приобщение человека к Божественному, вечному началу мира. Но это “общее” значение образа, на наш взгляд, можно и конкретизировать, если “поставить” его в контекст отечественной духовной традиции, на что указует далеко не случайная дата написания – 14 августа – и особое время – осень, введенное Пушкиным в пейзаж “Когда за городом задумчив я брожу.”.
В творчестве Пушкина образ осени обладает особым качеством сакральности, имеющим конкретное духовное значение жертвы, креста, о чем подробно писал В. С. Непомнящий9, на что указывал и Ю. М. Лотман. Образ осени в творчестве Пушкина внутренне связан с образом смерти на “кладбище родовом” своей трансцендентностью, переходом от умирания (лета) к началу церковного новолетия, от начала церковного новолетия (сентябрь) к дальнейшему развитию годового круга.
Осень связывается в сознании поэта и с жертвой (“Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана.”. Осень – переход от умирания к воскрешению, жертва. Этот спектр значений образа соотносим с датой написания стихотворения, вернее, с теми событиями, на которые эта дата указывает. 14 августа по нов. стилю – начало Успенского Поста, заканчивающегося праздником Успения Божией Матери. Но 14 августа нов. стиля – это и церковный праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Примечательно здесь и то, что именно осенью Церковь еще раз вспоминает о Кресте в празднике Воздвижения Креста Господня. Таким образом, августовско-осенний природный цикл освящается Крестом и сакрализует Им земное пространство жизни. “На кладбище родовом” тема креста незримо присутствует и в самом осеннем пейзаже, и в образе могил, осененных крестом, и, наконец, в вечной жизни древа – дуба, широко стоящего над торжественным покоем могил. Этот конкретный зрительный образ дерева указует на другое древо.
В стихирах на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста присутствует именно такой образ преображенного, исцеленного древа, прельстившего Адама: “Кровию Божиею яд змиев отмывается, неправедным судом праведнику осуждену бывшу: древом бо подобаше древо исцелити. Образ дуба как символа преображенной (“исцеленной”) природы, получившей качество святой бесконечной жизни, завершает пространство Дома.
Здесь земная горизонталь осенилась вертикалью, и это пересечение дольнего горним образует крест, прообраз Креста, преобразующего и одухотворяющего человека и природу. Именно такое место в земном пространстве становится домом странника, обретающего в Отечестве земном Отечество Небесное.
Способность русского человека “жить на земле с глазами, устремленными к Небу”12 – так определил архим. Константин (Зайцев) духовную основу отечественного уклада. Именно это качество и формирует феномен Дома в художественном мире Пушкина, стремящегося к сопряжению святого и обыденного и приобщению быта человека к бытию.
Образ Дома в творчестве Пушкина является художественным выражением тем русской словесности. В связи с этим тема Дома не только в творчестве Пушкина, но и вообще в русской литературе становится наиболее важной для раскрытия художественного мира отечественной классики. “Образ Дома в “Горе от ума””; “Образ отечества отцов” (Грибоедов); “Образ странника Чацкого”; “Образ Дома в поэзии Лермонтова”; “Тема семьи и образ Дома в “Медном всаднике”, “Капитанской дочке”, “Евгении Онегине””; “Образ Дома в поздней лирике Пушкина” – вот лишь несколько возможных тем сочинений по литературе, соответствующих школьному базисному компоненту.
В связи с тем, что образ Дома является одним из ключевых в русской литературе и культуре, нами совместно с педагогическим коллективом школы “Московиты” на основании написанного пособия “Обретение Отечества: русская словесность первой половины XIX в.” разрабатывается программа школьного интеграционного курса “Обретение Отечества”, включающего в себя межпредметные связи (русский язык, литература, история, МХК).
Эта программа состоит из нескольких проектов, включающих в себя деятельность учащихся в разных творческих сферах, объединенных общей темой “Обретение Отечества”.
В течение ряда лет в школе во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и школе-пансионе “Плесково” совместно с педагогическим коллективом этих учебных заведений осуществлялись разработка и внедрение программы “Обретение Отечества” для школьного курса русской литературы, где центральным являются образ Дома и поэтика его воплощения в русской словесности в XX в. Также в школе-пансионе “Плесково” в настоящее время действует постоянный семинар для учителей, посвященный духовно-нравственному содержанию курса “Обретение Отечества”.
Таким образом, конкретная тема “Образ Дома в поздней поэзии Пушкина” является одной из фундаментальных и практически значимых, помогающих освоению наследия русской культуры в гуманитарном цикле школьного базисного компонента.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Значение трагедии бориса годунова.
Сейчас вы читаете: “Торжественный покой” в поэзии Пушкина