Анализ цикла лирических стихотворений Пушкина

Стихотворением «Зимний вечер» открывается цикл не связанных между собой тематически, но родственных по духу народности как законченных, так и оставшихся незавершенными лирических стихотворений Пушкина о простых людях из народа и о красоте родной русской Природы. К этому циклу относится и народная баллада «Жених» (1825) , замечательная по опыту разработки н использования всего богатства современного русского бытового народного языка:
Вдруг слышу крик и конский топ,
Подъехали к крылечку,
Я поскорее дверью хлоп,
И спряталась

за печку.
Использование оборотов народного разговорного языка становится с этого времени обычным в поэзии Пушкина. В первом полном издании романа «Евгений Онегин» Пушкин к строке «Людская молвь и конский топ» (VI, 104), вызвавшей насмешки критика «Вестника Европы», дал интересное примечание: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь и топ, как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские. Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». Следствием все более и более укреплявшегося проникновенного интереса Пушкина к народу, его жизни, истории, языку и творчеству явилось создание
в первый последекабрьский год трех замечательных песен о Стеньке Разине, построенных всецело в традициях русской народной исторической песни:
Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищег, гудит, заливается. Зазывает меня,
Стеньку Разина, Погулять по морю, по синему.
«Песни о Стеньке Разине» были запрещены царской цензурой. В 1827 году Бенкендорф писал Пушкину: «Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того церковь проклинает Разима, равно как и Пугачева» . Стремление проникнуть в душу народа обусловило интерес Пушкина не только к историческим, но и к современным русским народным песням. В этом отношении замечательно стихотворение «Зимняя дорога» (1826):
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То. разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Это стихотворение интересно по своему построению и своей звуковой стороне. Внутренней ритмикой оно тонко передает различные оттенки настроений и характера описываемой действительности. Протяжная, долгая песня ямщика передана замедленным ритмом строк, заполненных многосложными словами с обилием гласных звуков:
‘То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
После этих замедленных строк следующая строфа, построенная на основе коротких слов, собранных в краткие, отрывистые предложения, столь же явственно передает ритм движения возка по зимней дороге:
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег
На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одни.
Ночной зимний пейзаж, залитый печальным лунным светом, передан соответствующим звучанием строк, окрашенных многократным повторением мягкого звука «л»:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Утверждением чувства близости к народу явилось стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый» (1830) , основанное на сопоставлении двух резко противоположных точек зрения на современную русскую действительность. Стихотворение построено на диалоге автора с его собеседник

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ цикла лирических стихотворений Пушкина