Татьяна Ларина в Москве (анализ седьмой главы романа “Евгений Онегин”)


Татьяна Ларина – любимая героиня А. С. Пушкина, в которой воплощено истинно русское женское начало: нежность и сдержанность, искренность и застенчивость, верность и страстность. Полюбив раз и навсегда, она “не ведает обмана” и признается Онегину в своем чувстве. Не понятая героем, одинокая, после трагической гибели Ленского и отъезда Онегина Татьяна находится на перепутье: “в глуши лесов остаться ей” или сменить “милый, тихий свет на шум блистательных сует”. Но она также понимает: нельзя провести жизнь в глуши в бесконечных, бесплодных воспоминаниях- она должна выполнить свое изначальное предназначение- быть женщиной, женой, матерью. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор.
Оставляя навсегда все, что ей дорого, она просит прощения. “Прости ж и ты, моя свобода!” – говорит героиня, чувствуя, что нигде и никогда ее сердцу не будет так вольно, как в “уединенном уголке”. Неслучайно потом, в Москве, она постоянно обращается мыслями “к жизни полевой. к своим цветам, к своим романам”. Поездка в Москву – начало новой жизни героини, новой Татьяны, которая должна
На суд взыскательному свету Представить ясные черты Провинциальной простоты.
Москва предстает перед читателем как патриархальная столица. Вначале трудно понять, в чьем восприятии дано описание города. Едва ли Татьяна могла заметить и оценить красоту


столицы. Это автор восхищается Москвой и ее древней историей. “Старинные главы” с крестами золотыми, вид “церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг”, воспоминания о Наполеоне, Петровском замке – “свидетеле падшей славы” – умиляют автора. Но погруженную в раздумья и воспоминания Татьяну, сердце которой еще пылает любовью к Онегину, утомляет “прогулка” через окраины и центр Москвы: от Петровского замка, через Тверскую до “Харитонья в переулке”. Столица – иной мир, новый свет – не радует Таню.
Москва – как бы промежуточный этап жизни героини. Автор любит и жалеет ее, потому словно дает ей время адаптироваться к светской жизни. В атмосфере радушия “тетушек”, простоты “родственных обедов” она получает возможность приглушить сердечную боль и тоску по тем местам, “где он являлся ей”. Татьяне трудно отрешиться от воспоминаний, “ей нехорошо на новоселье”, поэтому героиня мало присматривается к окружающим. Но ее оценивают все. Девушки, “младые фации Москвы”, довольно пристрастны к возможной сопернице на “ярмарке невест” и критичны по отношению к ней:
Ее находят что-то странной, Провинциальной и жеманной, И что-то бледной и худой.
Однако преобладающие в барышнях радушие и простосердечие побеждают первоначальный настороженный интерес, и героиню принимают в свой круг, ей “поверяют нараспев сердечны тайны”. Девичьи секреты и признания, может быть, и тронули бы “Татьяну прежнюю”, но теперь ей, повзроо – левшей, “невинные беседы” кажутся “лепетаньем”, и героиня “речи слышит без участья”. В ее сердце живет настоящая тайна, которую нельзя поверить никому, – любовь к Онегину.
“Архивны юноши” более строги к Тане: привыкнув судить по одежке и не видя скрытой от поверхностного взгляда красоты девушки, они о ней “неблагосклонно говорят”.
Московское общество нарисовано сатирическими красками, но это не злая сатира, а, скорее, ирония над отсталостью и застоем: это Москва, опустевшая и утратившая после 14 декабря 1825 г. блестящих представителей интеллигенции. Упадок ощущается и в культурной жизни: в противоположность блеску театрального Петербурга здесь “Мельпомены бурной протяжный раздается вой” и “Талия тихонько дремлет”. Ничто в Москве не трогает героиню, не обогащает ее душу, где она безмолвно хранит “заветный клад и слез и счастья” – самое ценное и дорогое, что есть у нее в жизни. Стараясь не замыкаться на своих переживаниях, “Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор”, но понимает, что “всех в гостиной занимает. бессвязный пошлый вздор”, клевета, сплетни и бесплодные Г с/хие речи, и находит это однообразным и скучным. Состояние Тани в Москве Пушкин передает четким сравнением – “точно как во сне”. Действительно, героиня похожа на спящую царевну, однако в глубине ее души рождается отвращение к пошлости и бесцельности жизни:
Волненье света ненавидит; Ей душно здесь.
Московский мир оказывается тесен для сердца, однако героиня, сделавшая свой выбор, готова следовать судьбе. Мы видим Татьяну не растерянной, не старающейся приспособиться к свету, а той же цельной, искренней девушкой со свободной душой и нежным сердцем. Источником ее силы, внутренней свободы являются любовь- к полям, земле, книгам – и сознание своего долга перед семьей и самой собой. Если в пятой главе автор подчеркивал наивность Татьяны, ее приверженность к “простонародной старине”, то в седьмой главе в героине явно преобладает именно стремление к духовной, интеллектуальной жизни. Неслучайно поэтому с Таней появляются люди, выделяющиеся из московского общества. Например, “какой-то шут печальный” видит в ней чистую, неиспорченную душу и Таню “находит идеальной”. Быть может, и сам Пушкин, не раз называвший героиню “милым идеалом”, выступает в роли персонажа романа и,
.прислонившись у дверей, Элегию готовит ей.
Не дочки дворян с их невинными беседами и не образованные “архивны юноши” смогли “душу. занять” Татьяне, а приятель автора – поэт Вяземский – один из умнейших людей эпохи. И это тоже неслучайно. Так автор показывает читателю черты новой Татьяны, появление в ней новых качеств, духовных и интеллектуальных, которые позднее привлекут к ней внимание не только света, но и лучших, образованнейших представителей общества.
Московский период – самый короткий в жизни Татьяны Лариной и самый бедный событиями, однако мы не ошибемся, если назовем его этапом взросления героини, очень важным в развитии ее личности. Таня научилась “властвовать собою” и оберегать свой внутренний мир, его сокровища и тайны. Она ясно видит пустоту светской жизни и не прельщается внешним блеском “мишуры”, сохраняя в душе изначальную чистоту, возвышенность чувств, искренность и нежность. Как из кокона появляется роскошная бабочка, так из сонной, патриархальной Москвы вышла обновленная Татьяна – будущая “законодательница зал”, “величавая” и естественная одновременно.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Katherine mansfield sixpence.
Сейчас вы читаете: Татьяна Ларина в Москве (анализ седьмой главы романа “Евгений Онегин”)