«Пушкинская эпоха» по роману Евгений Онегин
Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть «Пушкинской эпохой». Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъем свободомыслия — и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы «стать с веком наравне» — и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и ее проза. Двойственность. Сочетание
В романе «Евгений Онегин» перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты «во весь рост» сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей — и все это согрето живым, заинтересованным отношением автора.
Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь,
Петербург, Москва и провинция — три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создает индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, — образ жизни. Кажется, что даже время течет в России по-разному: в Петербурге — быстро, а в Москве — помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи «гнезда» живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни «глубинки» резко отличается от столичного, но в романе и московские «корни» тянутся все-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке — дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.
Петербургская жизнь предстает перед нами блистательной и разнообразной. И ее картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть еще и поэзия, шум и блеск «неугомонной юности», «кипение страстей», полет вдохновения. Все это создается присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба — главные ценности «петербургской» юности автора, времени, о котором вспоминает в романе.
«Москва. как много в этом звуке для сердца русского слилось!»
Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло ее образа в «Евгении Онегине». Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов — мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да еще лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от «гостиных». Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.
А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных — классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев.
Конечно, и в провинции однообразие может «взять в плен» человека, превратить жизнь в существование. Пример тому — дядя главного героя. Но все же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа. Не случайно автор начинает мечтать о «старине», о новой литературе, посвященной непритязательным, естественным человеческим чувствам.
Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как «золотой век» русской культуры. Сложные, драматические черты «Александровского» времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.