Дюма Александр

Дюма Александр (Дюма-отец; полное имя — маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри) (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas, 24.07.1802 — 5.12.1870) — французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист. Родился в г. Вилле-Котре, недалеко от Парижа, в семье республиканского генерала А. Дюма. В 20 лет приехал в Париж, работал клерком у герцога Орлеанского.
Литературную деятельность он начал в 1825 г. В 1827 г. написал пьесу «Христиана», которую вскоре запретили к постановке. Успех пришел в 1829 г. после постановки драмы «Генрих III и его двор»

(1828), затем поставлены «Антони» (1831), «Ричард Дарлингтон» (1831), «Нельская башня» (1832), «Кин» (1836). В 1833 г. Александром Дюма написан первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция». Первый исторический роман Дюма — «Изабелла Баварская» (1831).
Начав творческий путь как многообещающий представитель ро-мантизма, Дюма отошел от новаторства романтиков и бросил все свои силы на создание «фабрики романов» со всей технологией массовой беллетристики. Огромное количество романов (прижизненное собрание сочинений Дюма занимает 301 том, сам же он в письме к Наполеону III насчитал примерно 1200
томов) создано им в соавторстве с целым штатом «литературных негров» (П. Мерис, П. Лакруа, Мальфиль и др.). На судебном процессе 1847 г. было доказано, что за один год Дюма опубликовал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать за год, если бы работал без перерыва днем и ночью. «Фабрика» давала писателю невиданные доходы — до 200 тысяч франков золотом в год (хотя из-за расточительности и щедрости Дюма в конце жизни пришел почти к нищете и вынужден был воспользоваться поддержкой Дюма-сына).
Самым известным произведением Дюма является историко-авантюрный роман (в соавт. с Огюстом Маке) «Три мушкетера» (1844) (за которым последовали «Двадцать лет спустя», 1845; «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», 1848-1850; трилогия объединена героями — д’Артаньян, Атос, Портос, Арамис). Форма романа-фельетона, которую избрал Дюма для его публикации, определила иную, не романтическую «картину мира», рисуемую автором. Если раньше его интересовала какая-либо историческая эпоха, то теперь во всех эпохах его привлекает сохраняющая свою идентичность яркая личность. Герои «Трех мушкетеров» в последующих романах трилогии попадают в совершенно иную историческую эпоху. Исторические обстоятельства изменяются, но герои остаются неизменными. Хотя герой Дюма — д’Артаньян от ро-мана к роману трилогии поднимается по общественной лестнице и умирает в чине маршала, Дюма подчеркивает всю суетность стремления к титулам и славе. Он исповедует культ мгновения жизни. Герои, лишенные прошлого и будущего, живут только здесь и сейчас, мгновение, предельно насыщаясь, становится высшей ценностью. Культ мгновения выражается в особой художественной логике момента, при этом все причинно-следственные связи как бы затушевы-ваются: мир наполняется тайнами, заговорами, неожиданными узнаваниями. Но это именно логика момента, а не торжество случайности. Эстетика мгновения утверждает особый способ бытия человека в мире — жизнь в постоянном напряжении сил, в ощущении полноты и ценности каждого момента своего существования. Этот жизненный оптимизм, праздничность чувств, избыток сил и энергии героев Дюма неизбежно заражают читателей его романов о мушке-терах. Среди других известных романов на сюжеты из истории и современности — «Королева Марго» (1845), «Сорок пять» (1847-1848), «Асканио» (1845), «Ожерелье королевы» (1849), «Черный тюльпан» (1850) и др. Особо значим роман «Граф Монте-Кристо» (1845-1846, в соавторстве с О. Маке). Соединив романтический миф о благородном разбойнике, сказочные мотивы с непобедимостью героев рыцарских романов, Дюма одним из первых создает сюжет о супермене, который впоследствии станет основой множества произведений массовой беллетристики. В отличие от реального случая, послужившего источником замысла, Дюма наградил героя несметными богатствами, позволившими ему играть роль всесильного рока. В романе герои разделились на сильных и слабых. Слабые — это преступники, причем выведен закон: совершив одно преступление, человек неизбежно совершит и другие. Но зато сильный человек может противостоять любым обстоятельствам, он сильнее рока и истории, он сам — рок, сам делает историю.
В 1858 г. Дюма путешествовал по России, свои впечатления описал в путевых очерках «Из Парижа в Астрахань» (5 томов, 1858). Он также писал мемуары («Мои воспоминания», 22 тома, 1852-1854), работал в других жанрах.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Дюма Александр