Дюма Александр
Дюма Александр (Дюма-отец; полное имя — маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри) (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas, 24.07.1802 — 5.12.1870) — французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист. Родился в г. Вилле-Котре, недалеко от Парижа, в семье республиканского генерала А. Дюма. В 20 лет приехал в Париж, работал клерком у герцога Орлеанского.
Литературную деятельность он начал в 1825 г. В 1827 г. написал пьесу «Христиана», которую вскоре запретили к постановке. Успех пришел в 1829 г. после постановки драмы «Генрих III и его двор»
Начав творческий путь как многообещающий представитель ро-мантизма, Дюма отошел от новаторства романтиков и бросил все свои силы на создание «фабрики романов» со всей технологией массовой беллетристики. Огромное количество романов (прижизненное собрание сочинений Дюма занимает 301 том, сам же он в письме к Наполеону III насчитал примерно 1200
Самым известным произведением Дюма является историко-авантюрный роман (в соавт. с Огюстом Маке) «Три мушкетера» (1844) (за которым последовали «Двадцать лет спустя», 1845; «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», 1848-1850; трилогия объединена героями — д’Артаньян, Атос, Портос, Арамис). Форма романа-фельетона, которую избрал Дюма для его публикации, определила иную, не романтическую «картину мира», рисуемую автором. Если раньше его интересовала какая-либо историческая эпоха, то теперь во всех эпохах его привлекает сохраняющая свою идентичность яркая личность. Герои «Трех мушкетеров» в последующих романах трилогии попадают в совершенно иную историческую эпоху. Исторические обстоятельства изменяются, но герои остаются неизменными. Хотя герой Дюма — д’Артаньян от ро-мана к роману трилогии поднимается по общественной лестнице и умирает в чине маршала, Дюма подчеркивает всю суетность стремления к титулам и славе. Он исповедует культ мгновения жизни. Герои, лишенные прошлого и будущего, живут только здесь и сейчас, мгновение, предельно насыщаясь, становится высшей ценностью. Культ мгновения выражается в особой художественной логике момента, при этом все причинно-следственные связи как бы затушевы-ваются: мир наполняется тайнами, заговорами, неожиданными узнаваниями. Но это именно логика момента, а не торжество случайности. Эстетика мгновения утверждает особый способ бытия человека в мире — жизнь в постоянном напряжении сил, в ощущении полноты и ценности каждого момента своего существования. Этот жизненный оптимизм, праздничность чувств, избыток сил и энергии героев Дюма неизбежно заражают читателей его романов о мушке-терах. Среди других известных романов на сюжеты из истории и современности — «Королева Марго» (1845), «Сорок пять» (1847-1848), «Асканио» (1845), «Ожерелье королевы» (1849), «Черный тюльпан» (1850) и др. Особо значим роман «Граф Монте-Кристо» (1845-1846, в соавторстве с О. Маке). Соединив романтический миф о благородном разбойнике, сказочные мотивы с непобедимостью героев рыцарских романов, Дюма одним из первых создает сюжет о супермене, который впоследствии станет основой множества произведений массовой беллетристики. В отличие от реального случая, послужившего источником замысла, Дюма наградил героя несметными богатствами, позволившими ему играть роль всесильного рока. В романе герои разделились на сильных и слабых. Слабые — это преступники, причем выведен закон: совершив одно преступление, человек неизбежно совершит и другие. Но зато сильный человек может противостоять любым обстоятельствам, он сильнее рока и истории, он сам — рок, сам делает историю.
В 1858 г. Дюма путешествовал по России, свои впечатления описал в путевых очерках «Из Парижа в Астрахань» (5 томов, 1858). Он также писал мемуары («Мои воспоминания», 22 тома, 1852-1854), работал в других жанрах.