Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака)

Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как ее ни оценивай, явилась переломным событием XX века. Она властно распорядилась судьбами миллионов. Ее последствия были непредсказуемы даже для ее организаторов и вдохновителей.
Поэтому, естественно, к теме Октябрьской революции часто обращались самые разные писатели, поэты, драматурги. Ведь

она задела практически всех, включая и последующие поколения.
Взаимоотношения личности и революционных событий оказались в центре внимания в таких произведениях, как «Разгром» А. Фадеева, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Различие трактовок гражданской войны и революции было обусловлено мировоззрением писателей, обратившихся к этим событиям в своих произведениях. Личное участие Фадеева в боях с Колчаком и японцами на стороне Красной Армии, его искренняя убежденность в правоте коммунистического мировоззрения определили жесткую идейную установку романа «Разгром». В предисловии
к нему писатель четко и откровенно излагает свою авторскую позицию, заявив, что в гражданской войне происходит отбор человеческого материала: все, не способное к революционной борьбе, отсеивается, а все, поднявшееся из народных глубин, растет, закаляется, крепнет. Уделяя основное внимание обрисовке характеров рабочей массы, Фадеев создает в романе контрастные образы представителей интеллигенции — Левинсона и Мечика. Они сражаются на одной стороне, в одном партизанском отряде, но пути героев расходятся, приводя одного из них к предательству. На протяжении всего романа Фадеев ничуть не скрывает своей антипатии к чистенькому интеллигенту Мечику, который приходит в партизанский отряд Левинсона, увлекшись романтикой революционной борьбы. Но вместо товарищей-богатырей его неприветливо и насмешливо встречают суровые и грубые люди, издеваясь над его городским пиджаком, правильной речью, чувствительностью и тонким воспитанием. Разворачивающиеся в дальнейшем трагические военные события, чередующиеся с бытовыми сценами, должны, по замыслу автора, убедить читателя в том, что юный романтик, слишком ранимый и совестливый, совершенно неуместен в реальной жестокой борьбе за новую жизнь. Мечик постоянно одержим сомнениями и колебаниями; в нем нет железной воли Левинсона, интеллигента, безоговорочно принявшего коммунистические идеи. По мнению писателя, человек, всецело разделяющий их, не должен иметь ненужные и праздные мысли.
Именно к такой категории людей относится главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он много размышляет о происходящем, но не может определить своей идейной позиции: с кем быть, на чьей стороне сражаться. Юрий Андреевич как военврач, хирург служит тем, к кому попадет, сражаясь то с белыми, то с красными. Такое поведение героя должно убедить в том, что у него совершенно отсутствует воля. Хорошо это или плохо? Что мы понимаем под волей в той ситуации, в которой оказывается герой? Суровая обстановка гражданской войны ставила каждого человека перед выбором, заставляя принимать быстрые и однозначные решения. И то, что Юрий Андреевич Живаго все-таки не смог этого сделать, избавившись от своих сомнений, говорит, наверное, не о слабости, а о его интеллектуальной и моральной силе. Образованный, думающий человек с лирическим, даже поэтическим отношением к миру прекрасно осознает громадность, грандиозность совершающихся событий. Они происходят помимо его воли, уподобляясь могучей разбушевавшейся стихии. Поэтому Живаго ощущает себя песчинкой, которую носит и метет по земле. Может ли песчинка сопротивляться урагану? Конечно, нет. Поэтому совершенно бессмысленно пытаться изменить ход событий, убыстрить или замедлить их. Тщетны попытки вмешаться в революцию жестокого Антипова-Стрельникова, прямой противоположности Юрию Живаго. Активно сражаясь на стороне красных, он беспощадно подавляет всякое сопротивление революции. Но вся его кипучая деятельность — лишь иллюзия активности. Он бессилен что-либо изменить, когда красный террор настиг и его.
Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей. Такова картина революционной борьбы в Киеве 1918 года, изображенная М. Булгаковым в «Белой гвардии». Писателя нередко обвиняли в отсутствии общественного миросозерцания. Такой политической классовой позиции у Булгакова действительно не было. Он рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Можно понять и мужиков, «с сердцами, горящими неутоленной злобой» против их вековых угнетателей, ненависть солдатской массы к офицерству. Но нельзя осуждать и тех же «прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов. сбитых с винтов жизни войной и революцией». Писателя интересует в романе не борьба «великих идей», разжигающих резню, а те вечные нравственные ценности, которые помогут русскому народу выйти из глубокого кризиса, остановить кровавое колесо. Это прежде всего та человеческая душевная красота, которая побуждает его любимых героев, забывая о себе, помогать людям, заботиться о них, даже жертвовать собой ради спасения молодых жизней. Герои Булгакова вовсе не идеальны, они подвержены слабостям, ошибкам, но и в Турбиных, и в Мышлаевском, и в Най-Турсе есть главное — порядочность, чувство чести, мужество, доброта.
Одним из самых ярких эпизодов романа стала сцена смерти полковника Най-Турса, который, презрев кодекс офицерской чести, отдал юнкерам странный, неожиданный приказ — отступать, срывая погоны, кокарды и бросая оружие, а сам попытался прикрыть их отступление, где и настигла его смерть. Поступок командира заставил Николку Турбина, по-мальчишески мечтающего о славе, понять, что в мире, кроме красной и белой правд, есть еще истина. И она в том, что главная ценность на земле — человек, что истинный подвиг состоит не в том, чтобы повести в бой за идею горстку юнкеров и тем погубить их, а в том, чтобы ценой собственной жизни спасти их. Значит, гражданская война и революция помогают выявить сущность каждого человека. Виднее становится беспринципность и слабодушие Тальберга, мужа Елены, выросшие до размеров подлости. Именно в это тяжелое время раскрываются высокие нравственные качества милой интеллигентной семьи, которая становится своеобразным островком любви, добра и красоты, местом, где каждый найдет помощь, совет, сочувствие. Пройдя через кровь и смерть, эти люди остаются на своей земле, со своим народом. Роман Булгакова завершается пророческими словами: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?»
Романы М. Булгакова и Б. Пастернака — это и есть попытка заставить убивающих друг друга борцов за идею обратить свой взор к тому вечному, чем прекрасна и ценна жизнь.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака)