Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского “Бесприданница”)

Есть в русской литературе женские образы, ставшие воплощением страстных и неординарных натур. Таковы Татьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: “коня на скаку остановит, в горящую избу
Войдет.”. Есть слабый, едва распустившийся цветок “тургеневской женщины”. Есть, наконец, Наташа Ростова – шаловливый ребенок, жаждущий любви. Все они – яркие и запоминающиеся. И есть среди них Лариса Огудалова – “бесприданница”, “чайка” (еще до Чехова!), живая и мятущаяся душа. Она не просто героиня драмы А. Н. Островского “Бесприданница”. Она – наша современница. Столкнувшись с миром, где все (или почти все) определяют деньги, где все можно купить и продать, Лариса (Чайка – по-гречески, а это не случайно) умирает.
В чем же причина ее гибели?
В вопиющем несоответствии: у человека есть деньги, богатство, положение в обществе, но нет души. Его любит женщина чудная, страстная (больная своей страстью), чуткая, болезненно выраженным стремлением к взаимности, – словом женщина с душою богатою, неординарною, – и что же Она – любит, он – развлекается, она – сгорает, а он-
Как же могло случиться такое? Очень просто. Неопытную девушку привлекал внешний блеск, умение “стильно” тратить деньги, обилие всевозможных похождений, смелое обращение (без тени смущения или преклонения, как, например, у Карандышева), – словом, для Ларисы Паратов стал идеалом благодаря “золотому” правилу: “Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей”. Это, конечно, трагедия не одной Ларисы. Но если человек любит вот так, как она, с надрывом, отдавая душу, то такая любовь неизменно заканчивается трагически.
Карандышев не был и не мог быть выходом из тупика: слишком сильно Лариса его унизила, и принять от него “спасение” невозможно точно так же, как уехать с Кнуровым (одна фамилия чего стоит!) в Париж.
Унизительную сцену розыгрыша в орлянку Паратов наблюдает спокойно, а что же “спаситель”? От Ларисы отступились все, и смерть, только смерть – самое безболезненное, что можно предложить. И она благодарит Карандышева за этот выход, потому что сама бы на него не решилась.
Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вообще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огудалова должна быть богатой невестой, а она – бесприданница. О. Паратов отдал бы ей все, будь у нее. деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, возможно, более трезво. Смерть – закономерное окончание столь неравной любви. Чайка-Лариса погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по “Бесприданнице”, называется “Жестокий романс”.
Читая пьесу, думаешь: “Это о нас. О нашем дне”. Слишком много паратовых, слишком мало ларис. Люди разучились любить, и основой любых отношений являются деньги. Но сколько же исковеркано судеб, сколько разбито сердец! И хочется верить, что мир не будет жесток к великой и бескорыстной любви так, как он был жесток к Ларисе Огудаловой. Хочется верить.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Реализм возрождения в литературе.
Сейчас вы читаете: Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского “Бесприданница”)