Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”.)

Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого “жестокого мира” Островский создает в пьесе “Гроза”, ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти “темного царства” становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы

старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: “Так-то вот старина и выводится. Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”. Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. “Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?” – говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху “живую в землю закопать, чтоб она казнилась!”
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий “хозяев жизни”, во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры “хозяев жизни” раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Говоря о Диком, Кудряш отмечает: “Как не ругать! Он без этого дышать не может”. “Воином”, которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел “мужичонка”, а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”, – заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы “хозяев жизни”, критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в “Грозе” “все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет. Кабаниха держит. в страхе своих детей, считает себя непогрешимой.” Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, “хозяева жизни” заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
“Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни.” – скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться”. Тем не менее, шаткими стали опоры “жестокого мира”, а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.




Образ россии в комедии ревизор.
Сейчас вы читаете: Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”.)