Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)
Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе — Дикой и Кабаниха. Кабаниха — женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство — это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины — страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет. Кабаниха держит. в страхе своих детей, считает себя непогрешимой.» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни.» — скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.