Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)
Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Островский был необыкновенно конкретен в своем творчестве. Изучая окружающую его действительность, нетрудно представить события, факты и лица, которые могли послужить ему для сюжетов и их образов.
Драма «Гроза» — результат его путешествия по Верхней Волге в 1857 году. Материалом для «Бесприданницы»
В комедии «Свои люди — сочтемся!» образ Липочки, как и образы всех других действующих лиц, является воспроизведением повседневного наблюдения автором реального типа. Речь Липочки Болыповой ярка, живописна своей манерностью, подчеркнуто комична претензиями невежественности и пошлости на образованность и благородство.
Катерина — героиня «Грозы»
Наряду с героическим образом Катерины Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Среди них выделяется Лариса из драмы «Бесприданница». Это богато одаренная натура: она умна, талантлива, обладет чутким и нежным сердцем. Лариса умеет трезво оценить жизнь, ясно понять безвыходность своего положения.
Паратов покорил ее своим блеском, и она полюбила его всей душой. Эту любовь нельзя назвать слепой и безрассудной. Катерина и Лариса обе религиозные натуры. Катерина больше боится Божьего суда, чем людского, а Лариса — наоборот. И Катерина и Лариса знают, что выход из их положения один — смерть, и они почти готовы к этому. В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше. Под деревцем могилка. как хорошо». Она как бы утешает себя. Лариса произносит свой последний монолог и полностью укрепляется в том, что для нее единственный верный выход — смерть, а препятствие к ней «жалкая слабость». Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов эксплуататорского общества, они не могут понять эти законы.
Вся творческая жизнь Островского была посвящена борьбе за утверждение реализма в русском театре. Уже рассмотрение первых пьес драматурга позволило Н. А. Добролюбову признать в нем необычный талант, ибо «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Добролюбов был прав, говоря, что у Островского «чрезвычайно полно и рельефно выставлены два рода отношений — отношения семейные и отношения по имуществу.».
Пьесы Островского — «это не комедии интриги и комедии характеров» собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».