Сила характера Катерины
Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самое решительное произведение Островского», так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.
В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали «темного царства», и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни.
Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, «ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, «тихий и светлый».
Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести
Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных «поедом ест», «точит, как ржа железо», стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — решительно говорит она Варваре.
Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь — это тоже протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!»
Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.
«Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» — со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.
Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.
Последняя надежда погасла в душе Катерины. «Опять жить? Нет, нет, не надо. нехорошо!» — думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых — это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием».
Н. А. Добролюбов пишет: «.она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве». Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до конца!»
В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Лу