Тема народа в творчестве Н. А. Некрасова

Наиболее отчетливым признаком зрелости поэтического таланта Некра­сова стала разработка в его лирике темы народа. В раннем творчестве этой теме не было уделено сколь­ко-нибудь заметного внимания. Теперь же он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных русскому крестьянству. Следует заметить, однако, что изобра­жение народа не остается у Некрасова неизменным.
Во второй половине 40-х гг. поэт рисует кре­стьянскую жизнь как бы “со стороны”: он сочувст­вует, сопереживает, но сам находится на некотором расстоянии от объекта изображения.

Так, например, построено стихотворение “В дороге” (1845).
Герой стихотворения – ямщик, с горечью и недо­умением рассказывающий о своей неудавшейся жиз­ни, о жене, которую господа по барской прихоти начали было приобщать к просвещению, а затем насильно отдали замуж за него, бедного крестьян­ского парня.
Но есть в стихотворении и еще один персонаж: это тот, кого везет ямщик и по просьбе которого рассказывает о несчастной судьбе своей. Понятно, что собеседник ямщика (разумеется, это не Некрасов, это самостоятельный образ-персонаж) сочувствует ему, но, кажется, не больше. Впрочем, может быть, в данном случае это
ирония в адрес путешествующего барина, который лишь от скуки, от безделья выслу­шивает ямщика? (“Скучно! Скучно!. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку”.) Или же это осо­бый художественный прием, так называемая “рамоч­ная композиция”, объясняющая, мотивирующая испо­ведь ямщика? Какое из этих объяснений представ­ляется вам более убедительным?
Так или иначе, но чувствуется, что крестьянский мир для поэта все еще до некоторой степени посто­ронний, достойный участия и жалости, но все же чу­жой. Примерно так же обстоит дело и в “Тройке” (1846). С глубокой грустью пишет поэт о судьбе очаровательной девушки:И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Все стихотворение представляет собою монолог автора, обращенный к ней, “чернобровой дикарке”. Но если есть ты, то есть я (во всяком случае, подразумевается), – я рассказчика, повествователя, поэта. Он, несомненно, сочувствует своей героине, жалеет ее, скорбит о ее горькой участи. Но и здесь это все же взгляд со стороны, взгляд на иной мир, подчиненный не законам разума, а каким-то стран­ным, диким, неразумным обычаям, которых не избе­жать, от которых не спрятаться: “Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть”.
Не сразу придет к Некрасову осознание того, что народ – не просто пассивный объект сострадания и сочувствия, в нем заключено величайшее нравствен­ное богатство, что именно в народе (и только в нем) сосредоточены ценности и общенационального, и об­щечеловеческого характера, то, что явится ориенти­ром для самого поэта и в этическом, и в эстети­ческом плане. Тогда муза поэта окажется родной сестрой избиваемой кнутом молодой крестьянки (“Вчерашний день, часу в шестом.”, 1848).
Достоевский писал, что Некрасов “преклонялся перед правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и истину народную, и истину в народе, и что истина есть и сохраняется лишь в народе”. Но к такому пониманию поэт пришел не сразу.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Судьба долохова в романе война и мир.
Сейчас вы читаете: Тема народа в творчестве Н. А. Некрасова