Женский образ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.
Н. А. Некрасов
Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим
Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение «женского вопроса» должно связываться «не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем
Экономическом и общественном устройстве!». И не случайно «певцом печальной женской
Доли, высоких подвигов и жен, и дочерей» именовали
Многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны — простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила
Радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество,
А далее — горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает
Читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой
А роденька-то
Как набросится!
Деверек ее —
Расточихою,
А золовушка-
Щеголихою,
Свекор-батюшка-
Тот медведицей,
А свекровушка —
Людоедицей.
Кто неряхою,
Кто непряхою.
Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что
Родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: «семья
Была большущая», в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости
Управляющего.
.Что год, то дети: некогда
Ни думать, ни печалиться.
Дай Бог с работой справиться
Да лоб перекрестить, —
Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
Ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все
Горести и лишения, растила детей.
Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: «За них горой стояла я.» И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии:
Я вырвала Федотушку.
Да с ног Силантья-старосту
И сбила невзначай.
Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание
Сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных
Сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших
Родителях.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!. —
Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
Страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
Равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.