Образ русского крестьянина в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произве­дении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нари­совал панораму дореформенной и после-реформенной России, показал те пере­мены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма писалась в порефор­менную эпоху, когда стала ясна для крес­тьян вся сущность реформы. Вместо обе­щанных правительством льгот она обре­кала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам видел все “добро” от рефор­мы и едко осуждал ее:
Добра ты, царскат грамота,
Да не про нас ты писана. Уже начало поэмы, ее пролог, расска­зывающий о мужиках, которые заспорили о том, кому “живется весело, вольготно на Руси”, вводит нас в обстановку горест­ного существования народа. Чтобы отве­тить на этот вопрос, семеро временно­обязанных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется луч­ше всех и где находится счастье. Сам пе­речень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:
Сошлись семь мужиков,
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Мужикам позже придется пройти че­рез Испуганную и Неграмотную губер­нии, они встретятся с жителями дере­вень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.
Набредут на своем пути крестьяне также на попа и помещика. Эти два мира, два образа жизни – мир крестьян и мир гос­под – противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любовью рисует крестьян, показывает их невеселую жизнь, которая скорее сродни простому выживанию, и резко критикует помещиков-крепостни­ков. Беспринципность помещиков и огра­ниченность жестоких деспотов, превра­тивших свои деревни в “Нееловы” и “Разутовы”, резко контрастирует с широтой и нравственными идеалами крестьян. Яким Нагой, Aгaп Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий – эти и другие крес­тьяне в поэме показаны крупным планом. Некрасов подчеркивает их душевную кра­соту и благородство. Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны. Мужик любит разгуляться на “ярмарке”, затянуть “веселую”, может выспаться по­сле пьянки и драки в канаве. Яким Нагой сам про себя говорит, что он “до смерти работает, до полусмерти пьет”. Крестья­нин груб, неотесан и упрям:
Мужик, что бык: втемяшится
В башку какая блажь,
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит! Но крестьянам надоело уже быть покор­ными и терпеть грубость. Таков Aгап Пет­ров. Грубому, непокладистому мужику надоело выслушивать “пиленье” барина, который “права свои дворянские высчи­тывал ему”, и он высказал помещику в глаза все, что думали о нем крестьяне. Aгan погибает, не перенеся надругатель­ства над его человеческим достоинст­вом. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного правдолюбца. Яким живет такой же тру­довой, нищенской жизнью, как и все кре­стьяне. Но он отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои пра­ва, в нем нет ничего холуйского, он чест­ный труженик, ревниво оберегающий свое человеческое достоинство.
Живет – с сохою возится,
А смерть придет Якимушке –
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох. Не менее тяжела и судьба русской жен­щины, которая показана на примере жиз­ни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья. Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она “попала с девичьей доли в ад”. Изде­вательства мужниной родни, побои, ка­торжный труд и смерть ребенка выпали на ее долю. Поэтому и говорит Матрена странникам – “.не дело – между баба­ми счастливую искать”. Но тяжелая, пол­ная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену. Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство – именно те качества, которые присущи русским жен­щинам.
Несмотря на то, что русский мужик не­ образован и безграмотен, на базар отправляется “пить горькую”, он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Од­ним из таких смекалистых мужиков явля­ется Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение по­мещика и сделался бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.
Среди крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий – “богатырь святорусский”. В его характере сочетаются свободолю­бие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорнос­ти, гордость, человеческое достоинство. “Наши топоры лежали до поры”, – гово­рит Савелий. Он попал на каторгу, но со­хранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: “клейменый, да не раб”. Савелий – олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к свободе, непокорности. Настоящими борцами за униженных и несчастных вы­ступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал в острог за за­щиту интересов крестьян.
Крестьянам пытается помочь револю­ционная интеллигенция, которую пред­ставляет в поэме Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов – сын “батрачки безответной” и сельского дьячка, кото­рый, несмотря на свое положение, жил “беднее захудалого последнего крестья­нина”. Гриша понимает и видит положе­ние крестьян, их рабский труд и беспро­светную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Народный борец знает, что ждет его впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, “чтоб каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси!” Гриша в своей борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных бор­цов. Их всех ожидает одна участь:
Путь славный, имя громкое
Народного заступника, Чахотка и Сибирь.
Несмотря ни на что, Гриша не сломлен, он верит в светлое будущее страны и на­рода и поэтому чувствует “в груди своей силы необъятные”.
Уверенностью в победе звучат слова:
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – подлинно народное произведение, где не только показана тяжелая жизнь крепостно­го крестьянина, вера в светлое будущее, но и указан путь, как этого добиться.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогическое общение и его функции.
Сейчас вы читаете: Образ русского крестьянина в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”