Помещики и «люди холопского звания» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов как бы от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность русского крестьянства, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами тружеников, без всякой идеализации и сочувствия. Гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещеной собственностью»,
Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню, — вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-дуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и «правила» помещиков, их привычки и взгляды:
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!.
Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К новой формации — нарастающему капитализму — барин приспособиться не
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем «настала каторга корежскому крестьянину — до нитки разорил!» — говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Некрасов читателя поэмы.
Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Таков Яков Верный — «холоп примерный». Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Это дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.
Близки к холопам Ипат и Клим — люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ай служба-должность подлая!.
Гнусь человек! — Не бить его,
Так уже кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе поведал Игнатий вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках». Рассказ дается в подтверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предательский — самый тяжелый грех:
Все прощает бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за то тебе вечно маяться!
С какой же целью показал Некрасов столько типов крестьян-холопов? Он был убежден, что крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Явление «холопства», если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей — «холопы» по психологии. «Холопство» пока не искоренено и существует повсюду.