Н. А.Некрасов взял в аренду журнал «Отечественные записки» и в качестве соредактора пригласил
М. Е.Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки» под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и
«Современник», они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант
Щедрина.
М. Е. Салтыков — Щедрин и Н. А.Некрасов создавали свои произведения в такой период исторического развития
России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчетливо видны последствия крестьянской реформы
1861 года. В них они показали, что они не доведены до конца, положение угнетенных крестьян не претерпело существенных
Изменений. В произведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставлены две социальные группы: трудовой народ и
Эксплуататоры. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и
Угнетенным главная в их творчестве. Оба писателя мастерски используют народную речь.
В поеме Н. А. Некрасова перед читателем проходит целый ряд помещиков. Впервые образ помещика появляется в
Пятой главе, которая так и называется — «Помещик». Он предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне:
«Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту» С помощью уменьшительных форм Некрасов
Передает презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни при
Крепостном праве и неосознанно разоблачает свое ничтожество ненужность существования. Он вспоминает старые времена,
Когда крестьяне покорствовали ему. Особенно тоскует по неограниченной власти:
Кого хочу — помиловать,
Кого хочу — казню
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Помещик не собирается учиться чему-то и надеется так же, как и раньше жить за счет труда крестьянина.
Особенно выразителен образ князя Утятина в поэме. Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким
Крепостником он остается и после 1861 года. «Последыш», не зная своих крестьян, отдает нелепые приказания. Нелепы не
Только его приказы, но и он сам, упорно не желающий примериться с отменой крепостного права.
В сказочных образах Салтыкова-Щедрина предстают перед нами государственные деятели и, конечно же, простой
Русский народ. Писатель использует прием гипербола, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего
Сословия, которые всю жизнь были уверенны в том, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к...

кофею подают».
Этот же прием используется автором, чтобы показать, что представитель класса угнетенных необходим
Помещикам, без него они совсем бы пропали.
В сказке «Дикий помещик» автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Жизнь
Этого помещика за счет народного труда превратила его в паразита. Он ненавидит, презирает крестьян, не может выносить
«холопьего духу». Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. И тут помещик превращается в дикое животное,
Питающееся мухоморами. Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простого мужика.
Салтыков-Щедрин и Некрасов стремились, как можно полнее показать основные черты российской действительности и
Раскрыть противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий.
Сатирически — гневно они рассказывают о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда они
Делали, что хотели. На совести помещиков много искалеченных судеб, но это не мешает им жить спокойно. Они кажутся мне
Самодовольными, презирающими труд и не признающими в крестьянине человека. Писатели смотрят на помещиков глазами
Крестьянина, без всякого сочувствия и идеализации, рисуя их образы. Я считаю, что помещики ничем не полезны. Они только
И делали, что угнетали крестьян, жили, ничего не делая, мешая экономическому развитию страны. По-моему, помещики не
Заслуживают никакого уважения. Они настолько обленились, что не хотят ничему учиться и трудиться, так как привыкли
Получать все готовое. Мне кажется, что Оболт-Оболдуев — помещик, о котором говорится в поэме Некрасова «Кому на Руси
Жить хорошо», считает труд унижением и оскорблением своей личности:
Россия не неметчица!
Нам чувства деликатные,
Нам гордость внушена!
Сословья благородные
У нас труду не учатся.
Помещики очень высокомерны и даже после «крестьянской реформы» не желают признавать прав крестьян и видеть в
Них таких же людей, как и сами. Их типичные черты — это низость чувств, жестокость, презрение к труду и трудящимся,
Пустота помыслов.
Некрасов и Салтыков-Щедрин приводят нас к убеждению, что освобождение крестьян не принесло им счастья, и
Реальная власть по-прежнему остается в руках помещиков. Среди страстных борцов за обновление общественного строя эти два
Писателя занимают одни из самых почетных мест. Их политическая сатира была мощным оружием в борьбе за счастье русского
Народа.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина