Народ в лирике Некрасова. Поэтическое “многоголосье”



Внутри каждого раздела стихи располагались в продуманной последовательности. В поэму о народе и его грядущих судьбах превращался у Некрасова весь первый раздел сборника. Открывалась эта поэма стихотворением “В дороге”, а завершалась “Школьником”. Стихи перекликались друг с другом. Их объединял образ дороги, разговоры барина в первом стихотворении – с ямщиком, в последнем – с крестьянским мальчуганом.
Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика он с недоверием относится к просвещению и в нем видит, пустую господскую причуду
На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку.
Иногда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку
Учит грамоте, моет, стрижет.
И вот в заключение раздела снова тянется дорога – “небо, ельник и песок”. Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот
Вижу я в котомке книжку. Знаю батька на сынишку.
Так, учиться ты идешь. Издержал последний грош.
Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический


смысл он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.
Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков.
. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку Песню, что ли, приятель, запой ‘- Про рекрутский набор и разлуку.
Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами.
В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение “В дороге” – это начальный этап здесь лирическое “я” Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора – тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность, торжествует поэтическое “многоголосье”. Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении “Школьник”
– Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога.
Эй! садись ко мне, дружок!
Чьи мы слышим слова Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.
О ком идет речь в стихотворении “Несжатая полоса” Как будто о больном крестьянине. Даже приметы осеннего пейзажа – “поля опустели” – схвачены здесь глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения жаль неубранной полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица “Кажется, шепчут колосья друг другу.” “Помирать собрался, а рожь сей”,- говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою.
Так оно и было. “Несжатую полосу” Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ “несжатой полосы”, как и образ “дороги” в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл это и крестьянская нива, но и “нива” поэтического труда, тяга к котором; у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.
В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил, о “всемирной отзывчивости” русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического “многоголосья”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Дневник педагогической практики студента в школе заполненный.
Сейчас вы читаете: Народ в лирике Некрасова. Поэтическое “многоголосье”