Ирония и сатира в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Крестьяне — беззащитные жертвы помещиков. Они терпят много несправедливостей, но, жаловаться им некому. «Высоко бог, далеко царь», — говорит Матрене Тимофеевне старик Савелий. Царь, державший в своих руках государственную власть, не защитник народа. Царская власть представляется крестьянину в виде двух страшных бедствий — поборов и рекрутчины, оставлявшей семью без кормильца. Сам царь не появляется в поэме, зато народу хорошо известны царские слуги: чиновники, полицейские, воинские начальники. В главе «Счастливые» рассказывается
— Как вихорь налетал
— Рвал бороды начальничек,
— Как лютый зверь наскакивал
— Ломал перстни злаченые.
— Потом он кушать стал,
— Пил-ел, с попом беседовал,
— Я слышала, как шепотом
— Поп плакался ему:
— «У нас народ — все голь да пьянь.
— За свадебку, за исповедь Должают по годам.
Встретившийся странникам поп старается
— «Откуда прыть явилася!
— Болезнь ту благородную
— Вдруг сняло как рукой!»
Смеются крестьяне над убегающим холопом. Если лакей Переметьева с гордостью называет себя «первейшим рабом», то Ипат, лакей князя Утятина, в самоуничижении гордится тем, что он был для «княжеской особы» предметом забав, едва не стоивших ему — «последнему рабу» — жизни. Странники добродушно посмеиваются над холопством этих «рабов», но, когда речь заходит о предателе народа (рассказ Игнатия Прохорова «Крестьянский грех»), крестьянам не до смеху. Значительность этой темы Некрасов подчеркивает изменением формы стиха.
Особенностью поэмы является «белый стих» (без рифм), отличающийся разнообразием интонаций, непринужденностью, живостью языка, широким использованием разговорной речи. Но в тех случаях, когда поэт — хочет усилить значимость стиха, он прибегает к рифмам и изменяет размер. Рассказ «Крестьянский грех» написан рифмованным стихом в народном песенно-былинном ритме, близок к народному эпосу и язык этого рассказа:
— На десятки лет, до недавних дней
— Восемь тысяч душ закрепил злодей,
— С родом, с племенем, что народу-то!
— Что народу-то! с камнем в воду-то!
Значительность мысли усиливается использованием религиозных, выражений:
— Все прощает бог, а Иудин грех
— Не прощается.
В этих словах — приговор народа предателю, который, вступив в сделку с наследником адмирала, уничтожил завещание, освобождавшее от рабства восемь тысяч крестьян.
Протестующие Крестьяне единодушно осуждают тех, кто из холопства или личной корысти выслуживается перед господами, и уважают тех, кто защищает достоинство труженика, протестует против несправедливости. Таким правдоискателем показан в поэме Яким Нагой. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось».
— Как липочка ободранный,
— Вернулся он на родину.
Выше личных нужд ставят благо народа и семь мужиков, отправившихся на поиски счастливого. Это не равнодушные свидетели описываемых событий — в поэме неоднократно проявляется их личное отношение к увиденному. Простые крестьяне, часто наивные и непосредственные как дети, тонко чувствуют красоту природы, тепло относятся ко всему живому.
— .Жаворонка малого,
— Застрявшего во льну,
— Роман распутал бережно,
— Поцеловал: «Лети!»
— И птичка ввысь помчалася,
— За нею, умиленные,
— Следили мужики.