Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века

Николай Алексеевич Некрасов назвал поэму «Кому на Руси жить хорошо» «эпопеей народной жизни». Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы — русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство.
Русское крестьянство предстает в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Пир на весь мир» Некрасов создает ряд массовых сцен, в которых

крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях : на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое. Например, в главе «Пьяная ночь» таким состоянием является «пьянство дикое — чумной порок России», в главе «Сельская ярмонка» — настроение приподнятости, оживления, праздника. Характерно для массовых сцен в поэме и то, что в пестроте,
Водовороте лиц автор неожиданно задерживает
внимание на каком-то второстепенном герое — и дает его развернутую характеристику. Таков, например, в главе «Сельская ярмонка» пропившийся дед Вавила, который мечтает купить сапожки своей внучке.
В создании массовых сцен Некрасов использует прием многоголосья, когда кроме голоса автора появляются другие персонажи. Поэт мастерски воспроизводит поток живой разговорной речи, метко индивидуализирует речь героев. В море людских
Голосов выделяются краткие реплики, которые создают красочную картину народной жизни. Характерный пример — глава «Пьяная ночь», где реплики сливается в одной строфе в многоголосный хор крестьян, возвращающихся с ярмарки. В массовых сценах
Раскрываются особенности национального характера : бесшабашная удаль, душевная широта, способность к сопереживанию. Взгляд Некрасова реалистичен, трезв. Крестьяне предстают перед читателями и жестокими, и безобразно пьяными, и невежественными до дикости. Но крестьянство, обладает способностью к постоянному труду, природным умом и смекалкой. Среди народа Руси, автор видит и людей оставшихся без крова и хлеба, и проходимцев, и борцов за истинную веру, и правдолюбцев, и хранителей народной мудрости, народного словесного искусства. Богатство черт русского народа, его возможности проявились и в индивидуальных образах поэмы. Вся поэма с начала и до
Конца пронизана атмосферой духовных поисков. «Кому на Руси жить хорошо» начинается спором семерых мужиков, этот спор является не только зачином, но и началом целой системы споров и напряженных размышлений. Спорит с Вертенниковым Яким Нагой, спорят о Ермиле Гирине Федосей и поп, Матрена Тимофеевна рассказывает о спорах Савелия с самим собой и со всем крестьянством, в споре рассказываются легенды о Кудеяре, о Якове верном, о крестьянском грехе. Индивидуальные образы поэмы — это образы постоянно ищущих правду жизни людей. Индивидуальный бунт против несправедливости, душевная стойкость воплощены в образе Савелия, которому даны черты эпического героя. Дух свободолюбия как будто передан им в наследство
Матрене Тимофеевне. Но в героине поэмы есть как душевная красота русской женщины, так и жертвенность матери и жены. А в Якиме Нагом выражены правдоискательство и тяга к прекрасному.
Русский народ в изображении Некрасова — сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень — и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающем к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, и дающим богатую пищу для размышления о судьбах России.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века