Частушки, нескладухи и небылицы
Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.
Было время, когда распространение частушек считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства, с которым сложены ее короткие и сильные стихи, бойкие, стремительные, насмешливые, иронические.
Среди частушек можно выделить несколько разновидностей. Самым многочисленным видом частушек надо признать лирические
Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет, Лучше нету той минуты, Когда миленький придет.
Эту частушку с заменой только одного слова «миленький» словами «милый мой» включил в свою песню наш современник поэт М. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фольклор Частушки нескладухи и небылицы. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В. Исаковский, оценивший художественный смысл и совершенство народного
Лирические попевки не обязательно поют только на людях — на вечерках, под игру на гармони. Их поют и наедине с самим собой, но создались эти песни все же как поэзия чувств, которые требовали выхода. Такие частушки делятся с людьми горечью разлук, волнением встреч:
Ты, гармонь, гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
По дорожке, по песку.
Одну и ту же частушку могут петь люди разного душевного склада, в разное время и в разных местностях. Каждый находит в частушке созвучие своим настроениям. Тем самым частушка и завоевала сердца миллионов людей. В лирических попевках, а равно и в других видах частушек отразились помыслы, чувства народа со всеми чертами, прежнего времени, но немало частушек, в которых есть приметы и нашего времени:
Я сегодня тебя видела
Во сне, мой дорогой,
Ты в зеленой гимнастерке
Стоял передо мной.
Особый вид частушек рассчитан на комический эффект. Это нескладухи и небылицы:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду,
Ну кому какое дело,
Куда брызги полетят!
Это нескладуха в прямом смысле слова: последний стих не вяжется с остальными ни по смыслу, ни по форме: ждешь рифмы к слову «упаду», а ее нет.
Частушка-небылица напоминает детский перевертыш, но несообразности здесь не несут педагогической функции, они только средство юмора:
Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку — из сапог,
Дом поставил из опилок —
Вышел славненький домок.
В свое время в Поволжье и в других местах были очень широко распространены страдания — лирические и комические двустишия медленного, а не частого, бойкого ритма.
Приду домой, стукну в сенцы —
Мать не знает, что на сердце.
Помимо лирических попевок и их комических пародий — нескладух, страданий, среди частушек можно встретить особые плясовые припевки:
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Припевка специально сложена для пляски — самый набор слов здесь служит передаче ее ритма.
Совсем недавно, уже в советское время, появился плясовой тип частушек — так называемая «Семеновна». Это частушки особого напева. Певцы обнаруживают стремление к соединению этих частушек по признаку развития одной темы. Сначала певица поет:
Я пошла с другим, ему не верится,
Он подошел ко мне удостовериться.
А потом продолжает:
Удостоверился — и не дождался слов,
А я ему кричу, что позабудь любовь.
Название «Семеновна» частушки получили по имени лирической героини Семеновны, у которой дружок — Семен:
Ай, Семен, Семен, ты, как луг, зелен,
Ай, Семеновна, трава зеленая. . .
«Семеновна» — лирический тип плясовых частушек, но среди плясовых типов частушек есть и такие, которые с самого возникновения обнаружили тягу к политическим темам: это — «Яблочко». В годы революции и гражданской войны в ходу была частушка:
Эх, яблочко покатилося.
А кадетская власть повалилася.
Частушки выводили народную поэзию из бытовых рамок, но устная поэзия народа и до них в особых своих видах трактовала социальные темы. Это касается в первую очередь былин, исторических песен, песен о солдатчине, антикрепостнических песен, так называемых «разбойничьих», тюремных, а также многих пословиц и поговорок.