Место Набокова в русской литературе XX века
.В эстетическом плане Набоков превзошел чуть ли не всех современников. Ив. Толстой
Много раз я читал и слышал, что, когда разговор заходит о стилистическом мастерстве в прозе, сразу вспоминают Владимира Владимировича Набокова. Как ни странно звучит, но, увы, русско-американского теперь уже писателя.
Хочу отметить сразу, что Набоков прожил и пережил основные социальные и политические конфликты XX века — революцию, эмиграцию, фашизм. Жизнь его литературных героев связана именно с этими событиями.
На всем его творчестве отразилось его
Герои произведений Набокова никогда не пойдут на сделку с действительностью.
Метафизические состояния героев Набокова, в отличие от других, кажутся читателю естественными. В этом есть какая-то тайна. Писатель так подает героя, что при всех его «вывертах» мы замечаем их лишь в момент кульминации, то есть в момент исчезновения из нашего поля зрения.
Например, Лужин — явно в метафизическом ореоле: над книгами он не задумывается, «стихи он плохо понимает из-за рифм, рифмы ему в тягость». Но тем не менее Лужин удивляет своих весьма эрудированных и образованных знакомых: «И странная вещь: несмотря на то что Лужин прочел в жизни еще меньше книг, чем она, гимназии не кончил, ничем другим не интересовался, кроме шахмат, — она чувствовала в нем призрак какой-то просвещенности, недостающей ей самой». Невежественный Лужин «таил в себе едва уловимую вибрацию, тень звуков, когда-то слышанных им».
Ощущения оторванного от реального мира героя — конек Набокова. Но я считаю, что значение для русской литературы творчества Набокова состоит прежде всего в том, что он осмыслил ее саму в романе «Дар». Русскую литературу он сделал главным героем романа и олицетворил ее с отечеством. Хотя, возможно, это вопрос спорный.
Эпиграф к роману Набоков позаимствовал из «Учебника русской грамматики». Этим он явно хотел подчеркнуть, насколько распространены были эти истины в сознании русских людей. В условиях эмиграции одна из них: «Россия — наше Отечество» приобрело сразу и ироническое и трагическое значение. Набоков говорит в романе о непорочности в XX веке самых исконных понятий. Он дает понять, что русские эмигранты — люди, для которых ни советская Россия, ни чужбина не могут стать новым отечеством. Трагическое ощущение! Но писатель не зацикливается на роковых чувствах. Он тут же иронически изображает этих же «людей без отечества» на вечерах в доме Чернышевских.
Сумбур собраний союза литераторов и т. д. Основная спасительная идея здесь, по-моему, в образе «вечной» России, ключи от которой герой увез с собой, то есть «люди без отечества» все же понятие условное. Далее писатель концентрирует внимание на судьбе и творчестве писателя, на явлениях подсознательных, даже космических.
Здесь он, явно используя личный опыт, показал все важнейшие составляющие творчества: жизнь писателя, жизнь его сознания, историю замыслов произведения, подтвердив тем самым заветную свою мысль, что творческая память способна воскресить прошлое и обессмертить его.
Итак, сведя главные идеи В. В. Набокова вместе, я пришел к выводу, что в русской литературе XX века его творчество есть духовный вызов и постоянное противостояние основным русским этическим проблемам.