Проблематика романа В. Набокова «Машенька»

Ужасы Первой мировой войны, революция, Граж­данская война, голод, разруха — вот лишь некоторые из причин, заставившие сотни тысяч людей в составе «первой волны» русской эмиграции покинуть преде­лы своей страны. В их числе была и семья Владимира Набокова. Большую часть жизни Набоков провел вда­ли от родины, и это наложило свой отпечаток на его творчество, на те темы и проблемы, которые он осве­щал, на своеобразие их раскрытия.
Своеобразно звучит и тема любви в романе В. Набо­кова «Машенька», который в числе других произве­дений

принес писателю подлинную славу.
Весь роман проникнут грустным, ностальгическим настроением. Его главный герой — эмигрант Ганин. Он тоскует по родной земле, и все его мысли и чувства окрашены в печальные тона. В его душе пустота, его мучит осознание бессмысленности существования и бездеятельность, жизнь протекает «в какой-то без­вкусной праздности, лишенной мечтательной надеж­ды, которая делает праздность прелестной». «За по­следнее время,- сообщает о нем автор,- он стал вял и угрюм. ослабла какая-то гайка, он стал даже гор­биться и сам признавался. что. страдает бессонни­цей». Он рад бы покинуть Берлин в
поисках утеше­ния, но его связывают отношения с Людмилой, которой он не в силах сказать, что больше ее не любит. Собственно, настоящей любви между ними никогда не было. Она «очень мимолетно скользнула когда-то». И если раньше Ганин умел управлять собственной си­лой воли, то в теперешнем настроении воля изменяет ему, и даже то, что «теперь ему все противно было в Людмиле», не толкает его на решительный шаг.
Остальные герои романа — математик Алферов, поэт Подтягин, танцоры Колин и Горноцветов, Кла­ра — секретарь, хозяйка пансиона Лидия Николаев­на. Их объединяет то, что все они русские и все они, так же как Ганин и Людмила, волею судьбы оторваны от дома.
Отношение их к России неодинаково. Алферов по­стоянно критически отзывается о родине. «Тут вам не российский кавардак»,- восторженно восклицает он в одной из бесед и называет родную страну «прокля­той». Он не верит в ее силы, по его мнению, России «капут», и все речи Алферова о родине проникнуты холодным презрением и насмешкой. А вот Ганин и Подтягин всегда говорят о России с особым трепет­ным чувством, говорят о ней, как о самом дорогом на свете.
Разность отношения к родине обуславливает не­приязнь Ганина к Алферову. Ему неприятен его внешний вид, его манеры, но определяющим факто­ром в их взаимоотношениях становится все же отно­шение к России. Неприязнь к Алферову чувствуется и в авторском описании. Такие детали, как «бородка цвета навозца», «редкие волосы», «тощая шея», «до­кучливый голос», конечно, не могут и у читателя вы­зывать симпатии.
Кульминационным моментом в развитии отноше­ний Ганина и Алферова становится известие о том, что Машенька, бывшая возлюбленная Ганина, явля­ется женой Алферова. Алферов везде и всюду говорил о Машеньке, он не упускал возможности с восторгом сообщить о ее приезде. Но Ганин и представить себе не мог, что женой того, которому «не изменять — грех» окажется его Машенька. Алферов восхищается своей супругой, всем говорит, что она у него «прелесть», но Ганин все равно считает Алферова недостойным Ма­шеньки. Его пафосные воспоминания о жене уже на­чинают вызывать насмешки окружающих. Ганину горько от того, что объектом этих насмешек вместе с Алферовым невольно становится и почти святая для него Машенька. Но в то же время «он ощущал ка­кую-то волнующую гордость при воспоминанье о том, что Машенька отдала ему, а не мужу, свое глубокое, неповторимое благоуханье».
Он решает бежать с ней. Узнав о ее приезде, Ганин снова обретает смысл жизни и оставшиеся несколько дней живет ожиданием приезда своей возлюбленной. В эти дни он по-настоящему счастлив. Он чувствует себя бодрым, помолодевшим и наконец находит силы порвать с Людмилой.
Описание воспоминаний Ганина о Машеньке полно лиризма. Погружаясь в мысли о прошлом, он словно заново переживает ту горячую страсть, самую первую и самую безудержную. Однако в последние минуты Га­нин отказывается от своего намерения, потому что вдруг осознает, что роман с Машенькой давно кончен, что он жил только лишь воспоминанием о ней, о Рос­сии, где цвела их любовь и которая сейчас для него да­лека и недоступна. Любовь к России, а не любовь к Ма­шеньке так взволновала его сердце: «Он всегда вспоми­нал Россию, когда видел быстрые облака, но теперь он вспомнил бы ее и без облаков: с минувшей ночи он только и думал о ней». «То, что случилось в эту ночь», просто опрокинуло на него прошлое, безвозвратно ушедшее прошлое. Ганин вдруг понимает, что «пере­живал воспоминанье как действительность».
Роман «Машенька» — произведение о любви к ро­дине. Автор раскрывает проблемы отношения к род­ной земле, судьбы России, судьбы эмигрантов, про­блему любви.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблематика романа В. Набокова «Машенька»