Идейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков отразил про­тиворечия времени, его мятежный дух и неутоми­мость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны. Писателя привлекают бун­тари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои — все, кто пытается вы­рваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального харак­тера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Одним из них является Иван Флягин

— главный герой повести «Очарованный странник».
Уже в названии произведения зашифрован опреде­ленный смысл. Странничество — важный элемент русского национального сознания. Издавна по безгра­ничным просторам Руси ходили «калики перехо­жие» , бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства зна­ет, что он «молитвенный сын», обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю). Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и пе­чально. «Очарованный» — значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, «очарованный»
и «странник», и составляют сущ­ность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь. Многое в своей жизни он «не своею волею делал», а «по родительскому обеща­нию». Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: «. он был в полном смысле богатырь, и притом типи­ческий, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
В повести соотносятся две линии — национальная и мифологическая. Действие мифологического эле­мента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвен­но был виновен: «А вот. тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспом­нишь материно обещание за тебя и пойдешь в черне­цы!.» Необычна судьба Ивана: чудесным образом ос­тался жив после падения в пропасть при спасении сво­их господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог — уход в мона­стырь. Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ре­бенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.
Читая повесть, поражаешься многогранности об­раза главного героя. Иван равнодушен к собственным детям («они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал»), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о неча­янно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при по­беге из плена); своевольный и в то же время ответст­венный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери).
Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обра­щается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком «не из начитанных», но рассказы его глу­боко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вра­щаться. В повести два рассказчика: автор и сам глав­ный герой. С помощью специальных языковых средств создается эффект «двухголосия»: речь автора «звучит» правильно и литературно, а речь героя пест­рит ошибками и просторечными выражениями («мой родитель был кучер», «флигеля для приезду., медве­ди на столбу сидели», «живучи при отце на кучерском дворе. на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил»). Сказовая форма повествования дает возмож­ность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происхо­дящего.
Композиция произведения проста: вступление, ос­новная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть — от лица ге­роя, превращая таким образом повествование в «рас­сказ в рассказе». Образ Ивана Флягина — единствен­ный «сквозной» образ в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.
Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повест­вование о магнетизере, о бесах в монастыре.
Мир повести — яркий, полусказочный, и образ Ивана Северьяныча под стать ему. Это человек цель­ной натуры, богато одаренный, щедрой души, талант­ливый, символизирующий физическую и нравствен­ную стойкость русского народа, рост его духовных сил и развитие самосознания.
Повесть «Очарованный странник» была включена автором в цикл «Праведники». Можно ли считать главного героя праведником? Ведь праведник — это верующий человек, странствующий на богомолье или живущий праведной жизнью, не нарушая законов мо­рали и нравственности. Я считаю, что можно. Ведь Иван даже Грушу убивает, спасая ее душу и губя тем самым свою. Кроме того, все свои грехи герой искупа­ет страданиями, выпавшими на его долю. Иван, полу­чив Божье прощение в финале повести, верит в даль­нейшее свое предназначение — умереть за народ. Он говорит об этом просто, без пафоса («мне за народ очень помереть хочется «).
Н. С. Лесков в образе Ивана Флягина, русского кре­постного человека, воплотил черты русского нацио­нального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на по­мощь, любовь к народу, Родине, природе.
Произведение»Очарованный странник» сложного жанрового характера. Повесть включает в себя эле­менты жития, романа приключений и былины. Как житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как в романе при­ключений, главным мотивом является мотив странст­вий, а главные события — занимательные происшест­вия. Как в былине, герой — смелый и сильный, всту­пает в бой с иноверцем (татарином Саввакирием) и побеждает его.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Идейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»