Сюжет и проблематика повести «Очарованный странник»

Повесть Лескова «Очарованный странник» появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуют ли на земле праведники. Эта повесть Лескова — мое самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что просто влюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.
Я считаю, что эта повесть Николая Семеновича Лескова еще одно достояние русской литературы.

Иван Северьяныч — человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства «предназначенный для монастыря» и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшая судьба героя. Если ее можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что «русский человек может все». И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгую жизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности Иван Северьяныч совершил самый страшный
православный грех, он насмерть засек ни в чем неповинного монаха. Но за грех церковный не захотел каяться «Очарованный странник» и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. И сказано было ему: «И будут убивать тебя много раз, но не умрешь ты». И, действительно, ничто не давало умереть Ивану Северьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила «очарованного странника» в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на две половинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться в монастырь, где и назначено было судьбой находится «моленному сыну». Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытается определить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любви к лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает еще один грех — убийство татарского князя. За это судьба на двенадцать лет лишила «очарованного странника» воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч и проявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой рок всячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалился над «странником» и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его от себя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадежной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множество профессий, Иван Северьяныч так и остается верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, Ивана Северьяныча ждет снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот момент первая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть в любом ее обличи. «Очарованный странник» уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хоть кого-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим и видит смерти своих товарищей, снова «очарованный странник» обречен на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, что автор в своем произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто «русский человек может все», потому что Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать его праведником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путем душевного и физического раскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпение небезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч от злобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехе людские.
Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он был подщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волна народного гнева и сметет оковы крепостного гнета. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести «Очарованный странник».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сюжет и проблематика повести «Очарованный странник»