Система образов в пьесе Лермонтова «Маскарад»
В пьесе «Маскарад» проявилось прекрасное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М. Ю.Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства. Исследователь Д. Е.Максимов заметил: «Эта драма — романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефистофелем,
Мстительный незнакомец живет одним стремлением — отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участвовать в любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде
Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина. По мнению литературоведов, герой драмы — «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии». Заподозрив Нину в измене, он уже не в силах избавиться от ошибочного предположения, «не может поверить в невинность «ангела», любовь к которому стала его последним прибежищем».
Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества. В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания. Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено».
Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.