Черты романтизма в романе “Герой нашего времени”

Написанный совсем еще молодым человеком, роман “Герой нашего времени” пропитан духом романтизма. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя.
Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства, неразделенная любовь или любовь, встречающая непреодолимые препятствия, остро поставленная проблема свободы личности. Все это присутствует в романе, хотя и в своеобразной форме. В условиях николаевской России главный герой чувствует себя обделенным свободой, правом действовать. Он ищет недостающего в показном молодечестве, приключениях, мимолетных романах. Самое главное здесь – характерный образ главного героя, Печорина. Центральная задача романа – раскрыть глубину образа Печорина. Он очень похож на героя “байронического” типа, и тем не менее отнюдь не брат-близнец Чайльд-Гарольда. Из композиции романа (хронологически его эпизоды перепутаны) нам становится видна бесцельность его жизни, непоследовательность его действий.
В повести “Тамань” Лермонтов применил метод реалистической романтики – красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. И в результате проезжим офицером, в сущности равнодушным, как сама судьба, романтический мир контрабандистов оказывается разрушен.
Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в “Княжне Мери”. Здесь приоткрывается предыстория героя. Он влюблен в женщину, которая когда-то вышла замуж и оставила его. Лермонтов не стал описывать это подробнее, так как история обыденна и вполне понятна. В романтические тона ее окрашивает только чувство главного героя. Возможно, оно и выбрасывает его из жизни, в результате чего он вынужден следовать романтическому канону.
Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому “Парусу”, влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми – это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но “чудный мир тревог и битв”, который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним “насыщенную гордость”. Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в “Княжне Мери”, в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба – “невостребованная” потребность его талантливой и, возможно, сильной натуры.
Печорин – одновременно и дитя своего времени, когда лучшие представители образованного слоя не могли найти своим силам достойного применения, ища их в романтических мечтах, и человек своего возраста. В сущности это подросток, не разрешающий миру одолеть себя совсем. Он бежит пошлости, ищет чистоты и любви. Потому его образ и исторически достоверен и современен.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Эпоха просвещения литература представители.
Сейчас вы читаете: Черты романтизма в романе “Герой нашего времени”