Роман – художественный анализ

Хронологические рамки, которыми определяется основная работа над романом,- 1838-1839 гг. Последовательность создания отдельных его частей не документирована и устанавливается на основании косвенных свидетельств. Возможно, осенью 1837 г. были сделаны черновые наброски к “Тамани” и затем к “Фаталисту” – вероятно, еще безотносительно к общему замыслу романа, который сложился несколько позже. Вместе с тем не исключено, что “Тамань” была написана последней, а “Фаталист” – после “Максима Максимыча”.
“Бэла”, “Фаталист” и “Тамань” стали известны читателю до выхода в свет отдельного издания романа – по журнальной публикации в “Отечественных записках” (1839, № 3, 11; 1840, № 2). “Фаталист” был напечатан со следующим редакционным примечанием: “С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей,- и напечатанных, и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе”. Сообщение, сделанное редакцией “Отечественных записок”, подтвердилось: через несколько меаяцеп, в апреле 18-10 г., было опубликовано “сочинение М. Лермонтова” (так стояло на обложке книги) “Герой нашего времени”. Оно действительно состояло из ряда отдельных новелл, открывавшегося “Бэлой” и заключенного “Фаталистом”.

Однако это не было просто случайное “собрание повестей”; это было цельное произведение, роман, построенный на объединении (в соответствии с традицией, характерной для русской прозы 1830-х годов) малых жанровых форм. Каждая повесть, таким образом, оказывалась значимой не только сама по себе, но играла свою особую роль в системе всего произведения, задуманного как роман о современном герое. Это обстоятельство определило и порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий (на самом деле эти события развивались в такой последовательности: по дороге на Кавказ Печорин сначала останавливается в Тамани (“Тамань”), затем оказывается в Пятигорске (“Княжна Мери”), потом попадает в крепость, откуда отлучается в казачью станицу (“Фаталист”), по возвращении его в крепость разыгрывается история с похищением Бэлы (“Бэла”) и т. д.).
Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи,- “Один из героев начала века”,- связано с появившимся в 1836 г. и сразу ставшим знаменитым романом А. Мюссе “La confession d’un enfant du siecle” (“Исповедь сына века”; более точно – одного из детей века (эпохи)). Роман Лермонтова о “современном человеке”, во внешних действиях и исповеди которого точно обозначились приметы исторического времени, сразу же по выходе в свет был восторженно встречен В. Г. Белинским, блестяще раскрывшим его социально-психологическое и философское содержание.
В начале 1841 г. “Герой нашего времени” вышел вторым изданием. В него было введено предисловие, написанное в ответ на враждебные критические статьи, появившиеся в связи с первой публикацией романа, например, С. А. Бурачка в журнале “Маяк” (1840, ч. IV, гл. IV), определившего Печорина как “эстетическую и психологическую нелепость”, клевету “па целое поколение людей”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Форматирование жесткого диска из под dos.
Сейчас вы читаете: Роман – художественный анализ