Изображение главного героя в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
В образе Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», собраны практически все негативные черты, которые были присущи молодому поколению, жившему в тридцатые годы девятнадцатого века. Печорин — молодой человек, офицер, который мечется в поисках смысла жизни, своего места в этом мире. Печорин — смелый, храбрый, умный, талантливый человек. Он не желает кому-либо прислуживаться, идет по жизни своей собственной тернистой дорогой. Казалось бы, мы видим настоящего положительного героя. Но, одновременно с перечисленными
Он равнодушен к окружающим его людям, эгоистичен, не умеет дружить и не ценит дружбу, не способен подарить настоящую любовь. Своими поступками он разрушает жизнь людей, которых встречает на своем пути, заставляет их страдать. Но, при этом Печорин сам переживает из-за этого. Такой противоречивый получился у Лермонтова образ его современника: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.». Печорин сам объясняет причину своего противоречивого характера: «Я говорил правду — мне не верили: я начал
Страдания других людей, по его же собственному признанию, являются для него «пищей», которая необходима для поддержания душевных сил. В своем дневнике Печорин показывает, что способен переживать. Поэтому, скорее всего, равнодушие Печорина — это всего лишь маска, попытка спрятать свой внутренний мир в себе, не дать вырваться ему наружу. Печорин пытается действовать, что-то делать, не сидеть на месте, но получается так, что все его действия оказываются мелочными и приносят людям страдания, разрушают их жизни.
Из-за Печорина погибает Бэла, гибнет Грушницкий, Вулич, вынуждены страдать Мери и Вера, уезжают из своего дома «честные контрабандисты», а Максим Максимыч, веривший в крепкую дружбу, разочаровывается в ней. Очень точно выразил оценку образу Печорина Белинский, который сказал, что Печорин — это «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и, в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».