Реалистическое или романтическое произведение “Герой нашего времени”

Поутру ясную погоду,
Но красоты их безобразной
Люблю песчаный косогор,
Эти стихи написаны через десять лет после известных пушкинских строф в “Путешествии Онегина”, в которых мы справедливо видим своеобразный манифест критического реализма. Было время, когда Пушкину казались нужны:
На небе серенькие тучи,
В конце 30-х годов XIX века романтизм для западноевропейской и русской литературы был пройденным, хотя и очень плодотворным этапом. Вобрав художественный опыт своих предшественников, намного усложнив и обогатив традиции,

накопленные в европейской литературе, Лермонтов создавал свой роман на магистрали развития европейского реалистического романа. Если бы “Герой нашего времени” был романтическим произведением, этот роман ни в какой мере не был бы новаторским и значительным. Смысл, место, метод и стиль “Героя нашего времени” можно правильно понять только в контексте реального историко-литературного процесса.
Под говор пьяных мужичков
Заключительные стихи этой строфы предвосхитили концовку лермонтовской “Родины”:
Калитку, сломанный забор.
Мой идеал теперь – хозяйка.
И безыменные страданья.
/> И бури тайные страстей.
Я скоро таинство постиг,
Иные нужны мне картины:
Мои желания – покой,
Под вечер тихий разговор.
В невинности души моей,
Желаньям мирным дав простор,
Да щей горшок, да сам большой
Смотреть до полночи готов
Перед гумном соломы кучи,
И бури шумные природы,
И мне наскучил их несвязный
Отказ от всякой аффектации, от романтической приподнятости вел к подлинной народности, к овладению богатствами родного языка, к простому и правдивому выражению своих мыслей и чувств, своего критического отношения к окружающей действительности.
И оглушающий язык.
Перед порогом кабака.
Теперь мила мне балалайка
Пустыни, волн края жемчужны,
И гордой девы идеал,
Да пьяный топот трепака
Перед избушкой две рябины,
На пляску с топаньем и свистом
Да пруд под сенью ив густых,
Люблю я больше год от году,
.И в праздник, вечером росистым,
И моря шум, и груды скал,
Интерес к жизни простого русского человека в его повседневном быту, изображение демократического героя в неразрывной связи с самой природой и историческими судьбами народа, объективно верное раскрытие социальных противоречий действительности и отражение этих противоречий в психике современного передового человека – таковы основные черты, определяющие содержание и проблематику зрелых реалистических произведений Пушкина и Лермонтова. И Лермонтов уверенно продолжает путь к реализму, открытый до него Пушкиным.
Спор о методе и стиле романа Лермонтова в значительной мере сводится к тому, был ли “Герой нашего времени” шагом вперед, великим художественным открытием, или его автор не ушел дальше пройденного романтического периода и романтической эстетики. Кажущаяся новизна не всегда означает приближение к истине. Исследователи, видящие в романе Лермонтова вершину романтической прозы, по существу, снимают вопрос о новаторстве автора “Героя нашего времени”, сводят на нет его достижения в истории развития европейского реалистического психологического романа.
Творчество Лермонтова развивалось от романтизма к реализму, от мятежной лирики и романтических кавказских поэм к “Бородину”, “Тамбовской казначейше”, “Сашке”, “Валерику”, “Завещанию”, “Родин


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сущность процесса обучения.