По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа

Кавказ оставил неизгладимый след в жизни и творчестве Лермонтова. С ним связаны дни изгнаний и странствований поэта, интересные встречи и новые знакомства, богатейший материал жизненных наблюдений и впечатлений, творческие замыслы и вдохновение. Все это органически слилось и нашло яркое выражение в романе «Герой нашего времени». Вот почему, знакомясь с биографией и личностью поэта, нельзя обойти вниманием это произведение.
«Герой нашего времени» вышел отдельным изданием в Петербурге весной 1840 года. Роман стал одним из необычайных

явлений в русской литературе. Маленькая книга объемом всего семь печатных листов вот уже на протяжении почти полутора веков служит объектом многочисленных исследований и споров и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Споры ведутся об образе Печорина, об идеях и стиле написания романа и о многих прочих вопросах, о которых до сих пор нет единого мнения. Но в одном все единодушны: что это удивительный русский роман, совершеннейшее прозаическое произведение. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою», — отозвался о «Герое нашего времени» Гоголь, а Белинский
отметил: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».
Творческая история создания романа «Герой нашего времени» восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838-го до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом. Крайне скудно и рукописное наследие, не позволяющее полностью сопоставить с рукописью текст романа и последовательность его написания. Но это только усиливает интерес к нему.
Все необычно в этой книге, начиная с ее композиции. Роман состоит из пяти вполне самостоятельных и законченных повестей, объединенных одним героем. Если следовать хронологии событий, то эти повести должны располагаться в следующем порядке: «Тамань» (Печорин едет из Петербурга в действующий отряд), «Княжна Мери» (Печорин после экспедиции отдыхает в Пятигорске), «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорина переводят на «линию» в крепость), «Фаталист» (он отлучается на две недели в казачью станицу), «Максим Максимыч» (спустя пять лет проездом в Персию Печорин встречается на Кавказе с Максим Максимы-чем и офицером-повествователем). И завершаются эти события сообщением о смерти героя на обратном пути из Персии, приведенном в предисловии к «Журналу Печорина».
Цикл самостоятельных повестей превращается в увлекательный психологический роман, чтение которого всякий раз, по словам Белинского, доставляет нам истинное наслаждение: «.взгляд наш упал на первую страницу — и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою. Сколько раз читали мы эту книгу — пора бы уж было ей и надоесть; ничуть не бывало: все старое в ней так ново, так свежо, как будто мы читаем ее в первый раз. И предшествовавшие чтения не только не ослабили эффекта нового, но еще как будто усилили его».
Как же создавалось это гениальное произведение? Было ли оно заранее продумано или композиция романа сложилась «экспромтом» во время работы автора над рукописью? Знакомство с творческим процессом создания «Героя нашего времени» не менее интересное и увлекательное занятие, чем поиски лермонтовских реликвий!
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, — писал Шан-Гирей. С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках»; у него не было чрезмерного авторского самолюбия; он не доверял себе, слушал охотно критические замечания тех, в чьей дружбе был уверен и на чей вкус надеялся, притом не побуждался меркантильными расчетами, почему и делал строгий выбор произведениям, которые назначал к печати». В 1839 году в «Отечественных записках» появляются «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года — «Тамань», но такой порядок публикации еще не дает оснований делать вывод о последовательности работы Лермонтова над «Героем нашего времени». Некоторые лермонтоведы считают, что первоначально вчерне уже в 1837 году была написана «Тамань», и при этом ссылаются тоже на свидетельства современников поэта. Сохранившаяся рукопись «Тамани» — авторизованная копия с очень малым количеством правок — наводит на мысль о существовании черновых набросков.
И действительно, известный писатель Д. В. Григорович в своих мемуарах, написанных в 90-х годах прошлого века, упоминает, что ему довелось видеть первую черновую рукопись новеллы. «Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», — пишет он, — в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано. Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах». Описание рукописи столь конкретно, что трудно не поверить этому свидетельству. Именно такой вид и могла иметь рукопись, написанная Лермонтовым во время его странствований по Кавказу.
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым «Героя нашего времени», основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остается открытым. Но в реализации задуманного романа как «длинной цепи повестей» можно подметить одну характерную особенность Лермонтова-писателя. На каждом этапе он набрасывал свое произведение как законченное целое, не задерживаясь на частностях и широко используя при этом ранее сделанные заготовки. А правку текста вел от редакции к редакции по мере углубления и уточнения общего замысла книги.
Вероятно, в таком подходе сказались навыки Лермонтова как живописца. Во время своих странствований по Кавказу он снимал «на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал», и эти рисунки потом служили ему материалом для больших масляных полотен. Таким же образом кавказские впечатления и путевые очерки-новеллы Лермонтова послужили материалом для создания живописного и яркого полотна в русской прозе, каким стал роман «Герой нашего времени».
Знакомство с романом и историей его создания представляет интерес не только для изучения творчества Лермонтова. Внимательно перечитывая страницы романа мы как бы вновь вместе с Лермонтовым сможем побывать на Кавказе, встретиться с прототипами действующих лиц, узнать некоторые сведения из малоизученного периода его биографии, когда была задумана и написана книга. С этой целью мы и отправимся по следам «Героя нашего времени».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа