“Мцыри” и “Демон” – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова

Личность Лермонтова воображается теперь в совокупности социальных и исторических связей, и он все дальше отходит от поэтизации трагического и мятежного героя-отшельника. Этот процесс переоценки традиционных романтических представлений прослеживается и в лирике зрелого Лермонтова, и в поздних редакциях “Демона”.
Начав работу над поэмой в 1829 г., Лермонтов в 1829-1831 гг. написал или наметил ее четыре редакции и разработал близкие темы в “Азраили” и “Ангеле смерти”. В окончательной редакции Лермонтов нашел место действия –

Кавказ, сюжет оказался помещенным в атмосферу народных пересказов и обогащенным деталями быта и этнографии, а княжна Тамара явилась живым и полнокровным образом. С появлением такого образа Демон получил мерило ценностей своих учеников. По своему философско-этическому содержанию оскорблений Тамара приравнивается к образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; ее любовь самоотвержена и объединена с заслуженным страданием. Поэтому, искушавший Тамару, Демон не только наказан безграничным одиночеством, но и побежден в момент своей предполагаемой победы – поскольку его
жертва возвышалась над ним.
В 1839 г. Лермонтов написал новую поэму – “Мцыри”. Внутренняя родственность Мцырей и Демона несомненна: в нем также заложены возражение, протест и та самая сила духа, что и у Демона, он старается вырваться из мира, который обрекает его на одиночество. Тем не менее, Мцыри – прямая противоположность байроническому герою: это “естественный человек”, которому навязывают общественное отношение, угнетавшее его. Пафос возражения в “Мцыри” чуть ли не больший, чем в “Демоне”, поскольку Мцыри окружают не враги, а защитники и заместители; он и не борется с ними – он их не воспринимает. Мцыри живет подчиняясь естественным понуждениям: любви к свободе, родине, родным, природе и деятельности. Эти чувства заставляют его убежать из монастыря, вражеского “закона сердца”, и погрузиться в естественную стихию.
“Мцыри” и “Демон” – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова. В них сложился и особый лермонтовский язык – языковой поток, который захватывает читателя, внешне похожий на импровизацию, где лирическая энергия целого поглощает неточности словоупотребления. Рядом с поэтическим языком повышенной экспрессивности, Лермонтов в зрелые года все чаще обращался к умышленно неприкрашенному, а иногда и прозаическому языку. Так написаны многие его лирические стихи последних лет. При этом драматизм лирической ситуации и конфликта не ослаблен, а усилен. Это касается таких его произведений, как “Завещание”, “Валерик”, “Бескид”, “На севере диком.”, “Сон” и др.
Художественный опыт Лермонтова-Лирика, автора поэм, драматурга и прозаика сконцентрировался в романе “Герой нашего времени” (“Герой нашего времени”), который он начал писать в 1838 г. на основе кавказских впечатлений. Роман построен как серия повестей со сложной композиционной структурой. Каждая повесть опиралась на определенную литературную традицию. “Бела” соединила черты дорожных заметок и романтической новеллы о любви европейца к “дикарке”; “Княжна Мэри” – “светская повесть”; “Тамань” – лирическая новелла со слабовыявленным сюжетом и атмосферой таинственности; “Фаталист” – рассказ об “таинственном случае”, характерный для фантастичной прозы 30-х гг. Все эти жанровые формы стали в Л. частью единого целого – исследование духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементируют весь роман. Новеллы расположены так, что они постепенно “приближают” Печорина к читателю: сначала рассказ о нем ведет Максим Максимович и “Бела”, потом он изображен через восприятие рассказчика (“Максим Максимович”), в конце концов в “журнале” (дневнике) предлагается его “исповедь”.
События представлены вне хронологической последовательности, которая также является частью художественного замысла: как в “байронической поэме”, роман имеет “вершинную композицию”, биография героя возникает в кульминационных моментах. Предыстория Печорина нарочно отсутствует, что предоставляет его биографии определенную таинственность.




Черты реализма и романтизма в герой нашего времени.
Сейчас вы читаете: “Мцыри” и “Демон” – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова