Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Первая повесть “Бэла” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” открывается поэтическим описанием Койшаурской долины, по которой едет рассказчик: перед читателем проплывают “горы неприступные” в “золотой бахроме снегов”, “серебряная нить” Арагвы, сверкающей, “как змея своей чешуею”. Но вот мы открываем “Тамань”, и нам открывается совсем иная картина: загадочный лунный пейзаж, на котором разворачиваются авантюрные события новеллы. Таким образом, природа выступает в романе необходимым фоном изображаемых событий, создает необходимую тональность и колорит повествования.
Однако глубокий психологизм романа – всестороннее раскрытие характеров определяет основное назначение пейзажа как средства художественного отображения внутреннего мира персонажей. В отношении к природе проявляется настоящая, глубинная суть человеческой натуры.
Например, мы отмечаем лирический взгляд на природу путешествующего офицера, которого умиляет “среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание колокольчика” и завораживают “волшебные картины” восточной природы. Совсем другой – опытный, немного усталый – взгляд у Максима Максимыча. По этому в споре о погоде первый видит в этом “мертвом сне природы” предвестие завтрашнего солнца, второй же верно замечает черную тучу и кровавую полосу на солнце, предвещающие дождь.
Раскрытие образа Печорина также происходит не только в противопоставлении “человек – общество”, но и “человек – природа”, “естественный человек” – “человек цивилизации”.
К первому типу относятся Казбич, Азамат, Бэла, контрабандисты, отчасти Максим Максимыч. В романе подчеркивается простота натуры, наивность мировосприятия этих персонажей: “.Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми.”
Изображение “естественных персонажей дается в сопоставлении с природными образами. Например, глаза Бэлы сравниваются с глазами горной серны; кавказцы – с горными реками. Казбич, “будто кошка”, нападает на отца Бэлы. Душевная чистота Бэлы подчеркивает тем, что кругом ее могилы разрастаются кусты белой акации бузины. Девушка – контрабандистка предстает в образе “русалки”, “ундины”. Янко изображается на фоне стихии: он “не боится ни моря, ни ветров, ни тумана.”.
Основная черта всех этих героев – врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. “.В сердцах простых чувство красоты и величия природы, сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге”, – справедливо отмечает повествователь в повести “Бэла”. Эти люди могут испытывать “невольное биение сердца” от вида природных картин, в отличие от людей цивилизованных, которых “просто прекрасное не трогает”.
К этому второму – “цивилизованному” – типу персонажей принадлежит Грушницкий, Вернер, Мери, Вера, Вулич. Именно к Грушницкому отношении к прекрасному. Обобщенной противоположностью среде “естественных” людей выступает в романе далекое от природы “водяное общество”. Не случайно в повести “Княжна Мэри” почти исчезают развернутые описания природы, которые появляются только в экспозиции и в связи с Печориным. В самом названии “водяное общество” применительно к приехавшей на лечение знати сквозит авторская ирония. Подобное определение подошло бы скорее кругу “честных контрабандистов”, живущих по законам водной стихии.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина.
С одной стороны, герой пишет в своем дневнике: “Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем.”
“.Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.” – так точно и емко выражает Печорин свое сокровенное желание, описывая идеальное состояние своей души.
Однако это полное слияние с природой оказывается недостижимым для лермонтовского героя. Страстность, горячность, отвага, готовность к риску, свойственные “естественному” человеку, причудливо сочетаются в нем с постоянным самоанализом, скептицизмом, холодностью внешнего поведения “цивилизованной” личности. Индивидуализм мешает Печорину полностью раствориться в природе.
Аналогичная идея и в финале “Княжны Мэри”, где Печорин “скучает, и томиться, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку.”
В отношении к природе раскрывается еще одно противоречие главного героя лермонтовского романа: сочетание в нем характеров “завоевателя”, стремящегося “подчинять себе все.”, и “созерцателя”, умеющего самозабвенно любоваться красотами природы.
Созерцательный тип личности проявляется в Печорине, когда он любуется “несколько времени из окна на голубое небо, усеянное разорванными облачками”, наслаждается “чудесным видом с трех сторон” из квартиры в Пятигорске. Природные картины побуждают его к лирическим и философскими размышлениями: “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.”
Можно также заметить, что пейзаж в произведении Лермонтова часто используется как внешняя иллюстрация внутренних противоречий главного персонажа. Например, рассказчик при встрече с Печориным в повести “Максим Максимыч” отмечает контраст между “прекрасным утром” и грустным взглядом героя.
Таким образом, картины природы в романе перерастают из простого изображения места действия в сложный “пейзаж души” героя, успешно заменяя развернутое психологическое описание. Одним из наиболее ярких примеров – путь Печорина к месту дуэли с Грушницким.
Наконец, пейзаж в “Героя нашего времени” определяет тональность повествования и объясняет поступки персонажей. Например, упоминание об очень жарком дне создает тон в эпизоде нападения Казбича на Бэлу: стремительное нападение Казбича – выстрел Печорина – разбойничий удар кинжалом.
Итак, в произведении Лермонтова “Герой нашего времени” характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношении с обществом, но и в контексте с природой. Можно выделить следующие функции пейзажа в этом произведении: создание фона изображаемых событий, средство раскрытия характеров, способ создания тональности повествования и косвенного выражения авторских оценок.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Лирика пушкина в моем понимании.
Сейчас вы читаете: Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”