Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина
«Меланхолия. (Подражание Делилю)» (1800) — стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это — меланхолия, особое душевное состояние, промежуточное между горем и радостью:
— О Меланхолия! нежнейший перелив
— От скорби и тоски к утехам наслажденья!
— Веселья нет еще, и нет уже мученья;
— Отчаянье прошло.
— Но слезы осушив,
— Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь
—
— Печали, вид имеешь.
В этом состоянии человеку приятно уединение, сумерки, осень. Меланхолия — это «страсть нежных, кротких душ, судьбою угнетенных», помогающая отвлечься от тревожных социальных вопросов. В послании «К Эмилии» (1802) Карамзин развивает излюбленный мотив поэзии сентименталистов: счастье не в богатстве или знатности а в семейных радостях и довольстве малым. В философско-политической оде «К Добродетели» (1802) он еще раз формулирует основной догмат сентиментализма:
— В оковах раб, в венце владетель
— Равно здесь счастливы тобой,
— обращается поэт
Счастье человека зависит не от его общественного положения, а от его морального состояния. В духе своего «Послания к Дмитриеву» (1794) Карамзин пытается в личной добродетели найти спасение от общественного зла. Но жизнь заставляла поэта-сентименталиста покидать свое уединение и вторгаться поэтическим словом в политику. В 1801 г. отдельными брошюрами вышли две оды Карамзина: на восшествие на престол и на коронацию Александра I. Создатель и пропагандист интимной лирики выступает здесь политическим поэтом, излагающим свою программу и, подобно поэтам классицизма, поучающим царя. Обе оды полны точно сформулированных общественно-политических лозунгов, выражающих взгляды Карамзина. Указывая на крушение павловского деспотизма, Карамзин осуждает тиранию. Клио, муза истории, которая вершит полезный «народам» суд над прошлым, изрекает:
— Тиранам страшен свиток мой,
— Монархам добрым он любезен.
— («На торжественное коронование.»)
Проблема справедливого политического строя сводится к появлению на престоле мудрого и гуманного монарха. Задача такого правителя — дать народу «премудрые уставы», «согласить» и «изъяснить» законы. Это условие свободы. Карамзин — за свободу, но «мудрую», не имеющую ничего общего с «необузданностью». По-своему интерпретируя идею свободы, Карамзин не приемлет и другого лозунга буржуазно-демократической революции: равенство для него — «одна мечта».