“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова

Новаторство А. С.Грибоедова при создании пьесы “Горе от ума” проявилось в органическом слиянии трагического и комического. Поэтому это произведение исследователи творчества Грибоедова называют “высокой комедией” или трагикомедией. Среди главных действующих лиц нет положительных и отрицательных героев в “чистом виде”. Грибоедов обрисовал сложные, неоднозначные характеры. Таковы Чацкий, Софья, в какой-то степени – Фамусов и даже Молчалин. Все эти герои попадают в комические обстоятельства и ситуации. При этом они испытывают

душевные муки: рушатся их планы, надежды, терпят крах иллюзии. В финале все основные персонажи напоминают героев и трагедии, и комедии. Каждый из них разочарован, оказывается в драматическом и смешном положении одновременно.
Однако среди участников развязки только Софья и Чацкий испытывают подлинные душевные потрясения, а значит, вызывают сочувствие. По точному определению И. А.Гончарова, дочери Фамусова достался свой “мильон терзаний”. В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она умна, наблюдательна, независима, пренебрежительно относится к пересудам и сплетням:
“Что мне молва? Кто хочет, так и судит.” Тем не менее, героиня отлично знает неписаные “законы” фамусовского общества и вовремя “подключает” “общественное мненье”, чтобы отомстить Чацкому за его “злой язык”. Софья соединяет в своей натуре и положительные, и отрицательные черты. Она успешно прошла школу светского притворства и злословия. У нее иногда проявляются барские замашки. Софья, например, сурово обращается к Лизе: “Послушай, вольности ты лишней не бери”. Несмотря на сентиментальность, характер у Софьи отцовский – крутой, властный. Противоречия ее характера точно определил И. А.Гончаров: “это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения.”
Героиня начинает страдать уже с первых страниц произведения. Ей приходится скрывать свой роман с безродным Молчалиным. Когда внезапно отец застает ее с возлюбленным, она вынуждена идти на разнообразные уловки и ухищрения. Чтобы выпутаться из критической ситуации, Софья придумывает версию неожиданного столкновения всех участников сцены и сообщает ее отцу:
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног.
Стремясь отвлечь внимание Фамусова от присутствия в ее комнате Молчалина, она сочиняет “страшный сон”, который якобы ее испугал.
Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину:
Да что мне до кого? до них? до всей вселены?
. Пойду любезничать сквозь слез.
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Появление Чацкого в доме Фамусовых у Софьи вызывает досаду и раздражение. Она так и говорит: “Зачем сюда Бог Чацкого принес!” Именно главный герой с его резким языком и скептическим взглядом на Молчалина и на представителей московского общества, значительная часть из которых приходится родней Софье, кажется девушке возмутителем ее спокойствия, а затем и вовсе лишним в ее окружении. Враждебность Софьи по отношению к молодому человеку возрастает, она с гневом обрушивается на него: “Заметно, что вы желчь на всех излить готовы.”
Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Ее представления о Молчалине и Чацком далеки от реальности. Молчалин кажется ей романтическим героем. Девушка приписывает ему массу добродетелей, которыми он не обладает. Например, это ее высказывание о Молчалине никак не соответствует действительности: “Молчалин за других себя забыть готов”. В отношениях с Чацким героиня столь же “слепа” и “глуха”, как и в отношениях с Молчалиным. Девушка не желает его понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к нему. Считает его черствым и бессердечным: “Не человек, змея!” Она приписывает ему злобное желание “унизить” и “кольнуть” всякого. Дочь Фамусова отпугивает новый, свободный образ мыслей Чацкого, его остроумие, красноречие. Девушка ошибается, когда видит в Чацком высокомерного выскочку, утверждая, что он “. об себе задумал . высоко”. Молчалин устраивает героиню еще и тем, что ему она может покровительствовать, а если выйдет за него замуж, и помыкать им. Секретарь Фамусова соответствует “высокому идеалу московских всех мужей”, а с Чацким Софью ожидало бы трудное счастье.
Ложные представления, умственная и нравственная слепота привели девушку в финале к истинному потрясению. С одной стороны, разоблачение Молчалина, прежде всего наносит удар по ее самолюбию: “Иначе расскажу всю правду батюшке с досады.” С другой стороны, героиня прозревает, понимает, что любила человека недостойного. Софью терзает чувство стыда: “Себя я, стен стыжусь”. Героиня винит только себя и искренне раскаивается. “Вся в слезах”, она произносит свою последнюю реплику: “Я виню себя кругом”.
В финале в облике Софьи, несмотря на унизительную сцену, проступают черты трагической героини. Как писал И. А.Гончаров, “. Она загублена в духоте . ей . тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого.” Развязка любовного сюжета стала для умной Софьи “горем”, жизненной катастрофой.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Литература эпохи возрождения кратко.
Сейчас вы читаете: “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова