Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант)

Мечтать — это не значит жить.
Нуж­ны подвиги, подвиги!
М. Горький
На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и за рубежом произносилось в одном ряду с Чеховым, Толстым, Короленко. Я думаю, что это происходило потому, что, как и другие признанные класси­ки, Горький пытается в своих произведениях найти ответ на вечные вопросы человечества: о смысле жизни, о воз­можности ее изменения человеком, о предназначении чело­века. И вместе с ним взгляд читателей, критиков, других писателей обращался к философско-этическим

проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Герои этих рассказов ищут, активно дей­ствуют, стремясь к свободе и независимости. Они постоян­но перепроверяют общие правила бытия — заново приме­ряют их на себя: подходит ли? не жмет? не стесняет дви­жений в свободном полете? Поэтому Лойко Зобар в рас­сказе «Макар Чудра» заявляет: «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу».
Однако всегда ли чрезмерная гордость, отречение от традиций человечества, его прошлого, нежелание жить рядом с людьми по их законам
приносит человеку сча­стье? Не всегда, отвечает Горький, поведав легенду о Ларре в рассказе «Старуха Изергиль». Человек, не способ­ный видеть ничего вокруг, кроме себя, добровольно обре­кающий себя на одиночество — тоже лишь для одного себя, одновременно с этим обречен на мучения, поскольку в его жизни нет цели, нет смысла. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Люди оставили за Ларрой право выбора, дав ему возможность жить так, как он хочет, совершив тяжкое преступление, — и это стало для него самым тяжким наказанием, потому что нет счастья человеку, лишенному общения, теплоты, поддер­жки, дружеского совета.
Герой другой легенды из этого же рассказа — Дан­ко — возвышается над своими соплеменниками, мечтая пробудить их сердца, души, мысли. Да, в реальном мире бывает и так, когда не право большинство, составленное из жалких, трусливых, невежественных созданий, в кото­рых люди могут превратить себя сами со временем. Однако Данко видит, что эти люди, лишенные света, злобные и бездушные, оказались в безвыходном положе­нии: отрезанными от солнца, отброшенными врагами в болото, да еще злые силы сдерживают их просветление. И герой, влюбленный в прошлое этих людей и надею­щийся на их счастливое будущее, в бескорыстном порыве разрывает свою грудь и вынимает горящее сердце, подни­мая его высоко над головой, чтобы осветить путь заблуд­шим. Совершив подвиг, Данко спас людей, но они даже не заметили его смерти, его отсутствия, поскольку совер­шили лишь первые шаги по дороге, ведущей к освобож­дению. Только один «осторожный человек» увидел рядом с мертвым Данко его смелое и гордое сердце и, «боясь чего-то», наступил на него ногой.
Как не похожи друг на друга Ларра и Данко: сын орла и человеческий сын, самовлюбленный гордец и герой, жерт­вующий собой, отвернувшийся от лучших представителей человеческого рода и отдавший свою жизнь за будущее счастье жалких и недостойных созданий, именующих себя людьми.
В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» мы вос­хищаемся смелыми, независимыми, свободолюбивыми пти­цами, чьи сердца требуют бури и подвига, не желающими смириться с приземленным существованием ради пищи и безопасности.
В своих романтических произведениях Горький активно призыва

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант)