Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергнль»
Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными образцами романтизма начала XX века. Романтические герои писателя — это много повидавшие на своем веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд: Зобар и Радда, Ларра и Данко.
Действие обоих рассказов разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной осенней ночи. Это атмосфера свободы. Сами рассказчики, кажется, не претендуют на исключительность. Они скорее отводят себе
Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность. Даже жизнь не является абсолютной ценностью для героя, если потеряна воля. Радда и Лойко Зобар — персонажи легенды, рассказанной Чудрой, тоже ставят свободу выше жизни и любви. Жертвуя жизнью и счастьем, герои не знают, зачем им нужна свобода. Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не задумываются. Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» в конечном
Горький развенчивает романтического индивидуалиста. Себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей. Автор дает и положительный пример романтического героя, беззаветно преданного людям. Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью — вырывает сердце, которое факелом освещает путь его соплеменникам. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою.
Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичное настроение. Она уверена, что оставила след в людских сердцах. Но рассказчик развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности-в этом особенность и новаторство его романтического наследия.