Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького «На дне»
В ряду первых рассказов
М. Горький показал ужасающие картины
Русской действительности, пороки
Капиталистического строя, бесчеловечные
Условия буржуазной России, «свинцовые
Мерзости жизни». А пьеса «На дне» явилась
Наиболее сильным произведением о «бывших
Людях», ибо такой суровой, беспощадной
Правды о жизни социальных низов, об их
Беспросветной и безысходной участи
Мировая литература не знала.
В сыром подвале, «похожем на
Пещеру», в страшной грязи и вони ютятся
Люди, выброшенные
Условий, царящих в обществе.
Горький не дает биографий героев
Пьесы, но по их отдельным репликам мы
Понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что «всю
Жизнь над каждым кусочком хлеба
Тряслась. мучилась. Всю жизнь в
Отрепьях ходила». У этих несчастных
«обитателей дна» отнято все: честь,
Человеческое достоинство, возможность
Любви и материнства, семьи, всякая
Надежда, все стерто, втоптано в грязь.
Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:
«Работы нет. Силы нет. Вот — правда!
Пристанища, пристанища нету! Издыхать
Надо.
И даже здесь, в этом странном мире
Отверженных, где заживо погребены ценные
По своим задаткам люди, достойные
Сострадания, продолжают действовать
Волчьи капиталистического мира. Почти
Все жители костылевской ночлежки
Доведены до отчаяния, тянутся к каким-то
Призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться
Отсюда Клещ, полагая, что честный труд
Поможет стать ему человеком: «Кожу
Сдеру, а вылезу», хочет начать новую,
Здоровую жизнь Васька Пепел, искренно
Верит в чистую любовь Настя. Все
Пытаются выпрямиться, стать полноценными
Людьми.
Общую мысль о свободном человеке
Высказывает Сатин. Он разоблачает
Утешительную ложь старца Луки, который,
Видя муки обездоленных, бескорыстно
Старается помочь им, облегчить
Страдания, умиротворить. Спившемуся
Актеру он внушает надежду на излечение в
Бесплатной лечебнице, умирающей Анне он
Советует не бояться смерти: она ведь
Несет покой; вору Пеплу советует уехать
В богатую счастливую Сибирь. И это-то в
То время! Обманщик Лука по своему
Гуманен, но его гуманизм пассиивно-
Сострадательный. Он основан на том, что
Лука не верит в возможности человека:
Для него все люди ничтожны, слабы,
Мелки, нуждаются лишь в сострадании и
Утешении. «Мне — все равно! Я и жуликов
Уважаю, по-моему, ни одна блоха ни
Плоха»,- говорит он. Втайне он уверен в
Том, что реальное положение человека
Изменить нельзя, поэтому ко всем и
Подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии
Рабской покорности и долготерпения
Выступает Сатин: «Кто слаб душой. и
Кто живет чужими соками, тем ложь
Нужна. Одних она поддерживает, другие
Прикрываются ей. Ложь — религия рабов
И хозяев. Правда — бог свободного
Человека».
В монологе Сатина в полный голос
Звучит требование свободы и гуманного
Отношения к человеку: «Надо уважать
Человека! Не жалеть,. не унижать его
Жалостью,. уважать надо!» Он убежден в
Том, что следует не примирять человека с
Действительностью, а заставить саму
Действительность служить человеку,