Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького
Прежде чем начать писать, я
Задаю себе три вопроса: что
Хочу написать, как написать и
Для чего написать.
А. М. Горький
Раннее творчество А. М. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А. М. Горького. Ранние его произведения — романтические песни и легенды — оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом.
Красивы герои этих рассказов.
Эти слова проясняют смысл легенды о Ларре, помогают лучше понять мятежную душу Изергиль, и от них тянется ниточка повествования к легенде о смельчаке Данко. Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая трагическую тень на ее собственную жизнь. Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе, но мысль о том, что счастливым становится человек, отдавший жизнь за народ, — это было тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне XX, революционного столетия.
Мещанство, осторожное, серое, рутинное, вечно боящееся, «как бы чего не вышло», запирающееся в беликовский «футляр» или в нору премудрого пескаря, всегда стояло на пути смелых и гордых, тормозило движение вперед. Именно его обличает Горький образом «осторожного человека».
Но «осторожный человек» просчитался — навсегда сохранилась память о бессмертном подвиге Данко, и его сердце засверкало тысячами искр в красивой легенде, созданной человеческой фантазией, перед которой меркнет серая и будничная действительность.
В 1895 году Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: «Рожденный ползать — летать не может».
В этом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость жизни». Горький считал, что с организацией «здорового трудящегося народа — демократии» утвердится особая духовная культура, при которой станет «жизнь — радостью, музыкой; труд — удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье «жить на земле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке».
Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила «Песня о Буревестнике» (1901). В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе «гордой птицы» сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, «пронзить» мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря — как их реализация. Всюду и всегда А. М. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия.
В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души — самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель. Любовь к сильной личности, противостояние героев и толпы, ненависть к мещанскому быту, красота природы — вот основные идейные мотивы ранних произведений писателя.