Ранний романтизм М. Горького (Первый вариант)

«Мечтать — это не значит жить. Нужны под­виги, подвиги!»
М. Горький
Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был выз­ван жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения требовалось сказать новое, героическое слово, поэто­му нужен был новый герой в литературе. Герои революционно-романтических про­изведений Максима Горького — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» — рождены его революционной мечтой. Мак­сима

Горький считал, что теперь недостаточно только критиковать существую­щие порядки. Он, ждущий и приближающий светлое будущее, хочет подсказать пути к нему. Вот почему в центре произведений этого периода стоят гордые, свобо­долюбивые герои: Данко, Сокол, Буревестник — те, кто готов пожертвовать собой для того, чтобы изменить жизнь к лучшему. Они призывают активно вмешиваться в жизнь, совершать героические подвиги во имя самой высокой цели — свободы. и счастья народа. «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу», — заявля­ет Лойко, герой рассказа «Макар Чудра».
Романтический рассказ «Старуха
Изергиль» содержит две легенды, расска­занные старухой, — «Легенда о Ларре» и «Легенда о Данко». В легендах созна­тельно преувеличены автором возвышенные и низменные души — «огненного сердца» подлинного героя Данко и «каменного сердца» жестокого Ларра. Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. «Всем даже страш­но стало, когда поняли на какое одиночество он обрекал себя». Народ отвергает его и обрекает на вечное одиночество. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Ларра попытался презреть священные законы человеческой любви. И по­терпел крах, он превратился в тень, но страдая, все еще бродит по свету. Вели­чайшее благо на земле — жизнь — становится невероятной мукой, если человек оторван от своего народа.
Другой романтический герой рассказа Данко отдает свои силы жалким, трус­ливым созданиям, мечтая пробудить в их душах светлые порывы. Соплеменники Данко оказались в безвыходном положении: отрезанными от солнца, отброшен­ными врагами в болото. И тогда «страх родился среди них, сковал их крепкие руки», «и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а по­том все громче и громче». Сказочный пейзаж насыщен «говорящими» красками и символами. Неустанно варьируются образы серого сумрака, тьмы, теней, «со­бравшихся сразу всех ночей». Злые силы сдерживают просветление душ. Люди, лишенные света, пугаются трудностей, страшного леса, испытывают угнетающую неизвестность будущего и в мстительной злобе, гневе обрушиваются на вдохно­вителя борьбы. «Вы сказали: «Веди!» — и я повел!» — возражал им смелый юно­ша, но те ревели: «Ты умрешь!» И тогда, страстно любя свой народ, готовый ради него умереть Данко «вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое серд­це и высоко поднял его над головой», чтобы осветить путь людям. Его смерть стала подвигом, который привел к освобождению племени. Но люди жестоки. Они не замечают смерти Данко. Они радуются тому, что опасность миновала, а трудно­сти позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступает ногой какой-то «осторожный» человек. Из-за таких «осторожных людей» предаются забвению великие люди и великие по­ступки. И все-таки тьма преодолена: «тут сияло солнце, вздыхала степь, блесте­ла трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». И искры гордого сердца Данко, что огоньками светятся в степи, напоминают людям о том, что «в жизни всегда есть место подвигам».В «Песне о Соколе» много уже знакомых по рассказу «Старуха Изергиль» мотивов и приемов. Снова перед нами бесконечное, слившееся с синим южным небом море. Крымский чабан Рагим близок по вольному духу дочери молдавских степей Изергиль. Сокол, как Данко, поражает внутренней силой в битве с тьмой, капли его крови «как искры, вспыхнут во мраке ночи».
В «Песне о Соколе» происходит столкновение двух жизненных философий. «Песня.» строится на противопоставлении. Несовместимы представления о правде жизни гордого Сокола и ничтожного Ужа. Для Сокола она в возможности «ви­деть небо», сразиться с врагом, «храбро биться». Ужу дорого ущелье: там «тепло и сыро», а в облаках он видит «пустое место», там «нет пищи и нет опоры живо­му телу». Могучая природа близка Соколу и чужда Ужу. Море поет гимн смело­му Соколу. Безумство храбрых — вот мудрость жизни! Рагим, который поет пес­ню, и автор прислушиваются к «львиному реву» волн, они тоже верят, что много «смелых сердец зажгут безумной жаждой борьбы и света» капли крови, проли­тые Соколом. Призывы Сокола Уж, не сумевший взлететь, посчитал за обман.
Испуганным за свою жизнь птицам из «Песни о Буревестнике» уже не до рассуждений. Они в ужасе перед бурей пытаются спастись от гибели. Чайки «пря­чут ужас», гагар «гром ударов пугает», пингвин «робко прячет» свое тело. Горь­кий, описывая состояние птиц, подчеркивает предельную степень трусости, ме­щанской самосохранения. А «смелый Буревестник» «гордо реет», «реет смело и свободно», «над тучами смеется». В песне Буревестника слышится воспевание на­чавшейся бури. «В смелом крике птицы» — «сила гнева, пламя страсти и уверен­ность в победе». Сама гроза дана как стихия, смывающая старую жизнь: «не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!» Буревестник — «пророк победы», «над тучами смеется, от радости рыдает». Буре способны отдаваться только подлинные герои. Грозная стихия несовместима с никчемными, жалкими людьми. Не случайно «Пес­ня о Буревестнике» воспринималась современниками Горького как призыв к ре­волюции и поэтому распространялась как листовка.
Романтизм Горького — активный, он, по словам автора, «стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета в ней». В самоотверженном подвиге находит счастье легендарный смельчак Данко! Рвется в небо истекающий кровью Сокол! Возвещает революци­онную бурю гордый Буревестник!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Ранний романтизм М. Горького (Первый вариант)