Рубеж XIXXX вв. это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров. Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим
произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов под названием Макар Чудра Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: Свобода для человека главнее всего на свете. Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля главное в жизни. Никогда я никого не любила, Лойко, атебя
люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя, говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев. При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием абсолютной свободы. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, что абсолютная свобода недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Однако, считает Горький, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе Челкаш самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького. Герой рассказа вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе Челкаш происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. — И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким!. Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они свободные люди в несвободном обществе. Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ Мальва. В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь в изначально несвободном обществе. Героиня дает понять мужчинам, что не желает зависимости ни от них, ни от кого бы там ни было. Таким образом, герои ранних произведений Горького свободные, вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Любовь и свобода в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически, оказываются несовместимыми. Свобода не приносит счастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, нередко конфликтующие с обществом. Проблемы, поставленные писателем в начале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к своей мечте.