Образ Павла Власова в романе А. М. Горького «Мать»
Павел Власов — первый образ рабочего — коммуниста в литературе. В революционно — романтических А. М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом героя романа «Мать» Павла Власова.
Павел Власов — реальное воплощение героизма и подвига воспетых Горьким в революционно-романтических произведениях. П. Власов — первый образ рабочего революционера третьего этапа революционно — освободительного движения
1) П. Власов — выходец из народа, из среды рабочего класса и неразрывно с ним связан;
2) П. Власов знает пути освобождения рабочего класса от угнетения, владеет теорией научного коммунизма;3) П. Власов — представитель партии, созданной В. И.Лениным.
Образ Власова в романе дан в развитии. В начале он пошел по обычному пути молодежи. Позднее он сближается с революционной интеллигенцией, в отличие от родителей, которые сторонились их. Он читает запрещенную литературу, активно участвует в собраниях.
В. И.Ленин говорит
Сцена столкновения Павла с полицией полна глубокого смысла, показывает его убежденность, бесстрашие, талант организатора. Речь Павла на суде говорит о его высокой культуре, преданности, политической убежденности. В конце речи он говорит: «Победили мы — рабочие».
На суде Павел выглядит не как обвиняемый, а как обвинитель. Идейно — политическая роль Павла Власова заключается в том, что Горький раскрывает организующую и руководящую роль партии в революционной борьбе. Под влиянием Павла освобождается от ошибок Рыбин, становится на путь революционной борьбы Ниловна. Над обреченным капиталистическим миром звучат слова П. Власова: «Победили мы — рабочие!». Речь Павла на суде — это речь оратора, освобожденная от патетики; она полна лозунгами политического характера. Сравнивая речь Власова на суде, в которой он излагает программу социал-демократической партии, говорит о неизбежности победы социалистической революции, с выступлением оп поводу «болотной копейки», можно заметить, что эта речь — речь малограмотного парня, которого не поддержал народ. Она является первым этапом в развитии революционной борьбы. Второй этап наступает во время первомайской демонстрации. Здесь речь Павла более выразительна и ярка, чем в истории с «болотной копейкой». Его поддерживает основная часть рабочих.