Образы герои конфликт в произведении “Песня о Соколе”

“Песня.” построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанской бездуховности, подвига и размеренно-тусклого, приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою шкуру. Понять роль обрамления учителю помогут следующие слова А. В. Луначарского: “Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что

делают солнце, луна и звезды и вся несказанная палитра небесного свода с изменчивым волшебством облаков. Сколько у Горького моря, сколько у него гор, лесов, степей, сколько у него маленьких садиков, закоулков природы! Какие необыкновенные слова придумывает он для нее!. Он работает не только как живописец. Он работает над природой, как поэт.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень. А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями.
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя”.
Действие происходит в сыром ущелье,
но за пределами ущелья идет большая, яркая и красочная жизнь, и все, что мы видим и что происходит в ущелье – его обстановка, столкновение Ужа и Сокола,- соотнесено с картиной огромного, безбрежно огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима. Все в этой картине живет, движется, все как бы охвачено борьбою, стремлением к свободе: “бились волны внизу о камень”, “по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями.”, “он резал гору и падал в море, сердито воя.” На фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в “Песне.” Сокол, сраженный в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувство гнева, жажду борьбы: “С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень.
– Я славно пожил!. Я знаю счастье!. Я храбро бился!. Я видел небо.В контексте его речи слова жизнь, счастье, небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве и возвышенности его стремлений. Для Ужа теплое и сырое ущелье – обетованная земля. Сокол задыхается в мрачной и теплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он в первое мгновение не замечает, куда его бросила судьба. Но стоит Ужу провозгласить свое: “Мне здесь прекрасно. тепло и сыро!”, как “Сокол смелый вдруг встрепенулся и по ущелью повел очами”. Вот теперь возникает картина ущелья, с которой, если придерживаться естественного развития быте грустным, будто лес может шептать задумчиво, как будто море может смеяться! Они все-таки могут все это; только когда – человек сделается совершенным сухарем (а он им никогда не сделается), перестанет он видеть в явлениях природы в великолепно утонченном и увеличенном виде игру своих собственных чувств. И Горький с огромным мастерством пользуется тончайшим средством человеческих настроений и явлений природы, их иногда едва уловимым ассонансом или контрастом, чтобы создавать своим человеческим драмам величественный и изысканный аккомпанемент оркестра окружающей нас природной среды.
Жизнь в такой обстановке, точнее и шире – жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование, для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе он мечтает о “счастье битвы”. Глубокий разбор содержащейся в “Песне.” антитезы убеждает их в том, что подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни, в борьбе с врагами до последней капли крови (“Врага прижал бы я. к ранам груди и. захлебнулся б моей он кровью!. О, счастье битвы!.”). И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.
Во второй главе песни Рагима выясняется широкий смысл противопоставления Сокола и Ужа. Есть в мир “правда” обывательского, эгоистического существования, самодовольства и довольства всем окружающим, “правда” сытых и равнодушных. С их точки зрения, те, кто стремится к борьбе и свободе, непригодны “для дела жизни”, “живут обманом”: “Смешные птицы!. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю!. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я”. И есть другая, подлинная правда – презрение к смерти, безграничность и дерзновенность стремлений, мужество и смелость борцов. “Безумство желаний”, осуждаемое и осмеиваемое ужами, на самом деле – это “безумство храбрых”, а “безумство храбрых – вот мудрость жизни!”.
Именно сокол олицетворяет в народной поэзии воинственную доблесть и качества богатыря, витязя, человека вольной жизни. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию. Мотив широкого и вольного мира, прозвучавший в начале песни Рагима, теперь разрастается в мощную симфонию, смерть Сокола – призыв к борьбе, начало бессмертия: “Пускай ты умер!. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!”
И если даже такие, как Сокол, пока (речь идет о времени написания “Песни.”) одиноки, их подвиг не минет бесследно, “капли крови” их горячей, “как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!” (Горький здесь снова обыгрывает два значения слова безумный: 1) безрассудный – таков, с точки зрения Ужа, подвиг Сокола – и 2) очень сильный, напряженный.)


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Осень в творчестве пушкина.
Сейчас вы читаете: Образы герои конфликт в произведении “Песня о Соколе”