Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием? Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических
Адуев-младший терпит крах решительно во всем — в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной поступью» трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, .исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: «Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал». «Кто спрашивает его жена.- Век». Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра. Веление века! «Посмотри-ка,- взывает он,- на нынешнюю — молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями. и черт знает что еще!» Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александра. «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то выпустить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или закрыть.» «Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок», — отвечает Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни — чувством и рассудком. Порою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство мира». Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя — развенчивает полностью. Веришь писателю — именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да. ехать в деревню». И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит. Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру». Что же произошло с Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом». А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету. В конце романа он собирается продать завод, и мечтает об одном — уехать в Италию, где, может ему, удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями. Дядя Гончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела выше них. Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.