Что сгубило Обломова привело его в состояние полной апатии
полный ответ на эти вопросы мы находим в главе «Сон Обломова». Здесь рисуется детство Обломова, та усадебная барская среда, которая взрастила его лень и «гнусную», как писал Добролюбов, привычку «получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других.». С редкой наглядностью воспроизводит Гончаров патриархальный быт Обломовки, жизнь без умственных интересов и труда, жизнь за счет трехсот «Захаров». Черты крепостнической психологии глубоко залегли в сознании Обломова, определив в конечном счете его отношение
Тип Обломова интересовал Гончарова не только недостатками. Осуждая Обломова за лень и бездеятелькость, автор дал понять читателю, что пропадает, в сущности, неплохой от рождения человек. У него доброе сердце, «голубиная» душа; он осуждает стяжательство, карьеризм, чем заражены деловые «чиновно-дворянские круги Петербурга. Подспудно в Обломове теплилась меч-об истинно прекрасной, т. е. лишенной обмана и
Ольга Ильинская — один из самых ярких и поэтических образов русско
Й литературы. Умная, лишенная кокетства, она сумела увидеть в Обломове добрые и чистые начала. Она загорается желанием спасти Обломова, воскресить его своей любовью. Но спасти то, что убито воспитанием и обществом, нельзя. Поняв это, Ольга верная идеалам подлинной нравственности, порывает С любимым. «Я любила,- говорит она на прощание Илье,- будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Пережив кризис после разрыва с Обломовым, выйдя замуж за Штольца, Ольга остается ищущей, деятельной натурой.
Она не удовлетворяется семейным уютом, даже вниманием такого умного и энергичного человека, как Штольц. В ней зарождались новые общественные потребности, слышались «какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове». Добролюбов писал о том, что вопросы и сомнения не перестанут мучить Ольгу и что она оставит Штольца, если потеряет перу в него. Ольга Ильинская, заключал Добролюбов,- «намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину.» (2, 139). В образе Ильинской критик увидел художественное обобщение тех настроений, которые были свойственны прогрессивной части русского общества 60-х годов в их борьбе против крепостничества и застоя.
Гончаров пытался воспроизвести передовые силы времени и в образе Штольца, обрусевшего немца, дельца ноной, капиталистической формации. В известной мере в романе можно увидеть схему так называемого «прусского» пути развития капитализма в России, указание на потерю дворянством своих привилегий. Однако образ Штольца выписан Гончаровым неубедительно. Штольц умен, энергичен, труд для него -«образ, содержание, стихия