Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история»
Я думаю, что И. А. Гончаров является писателем, который быстрее других понял изменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому очень хорошо узнавал приметы капиталистического общества, которые появлялись в современной ему России.
Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе «Обыкновенная история» противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом
Точно в «маленьком зеркале», в первом романе И. А. Гончарова нашла свое отражение «историческая ломка» — переход от феодального общества с его патриархапьно-семейным бытом и соответствующими идеалами к буржуазному укладу. Крепостная деревня, барское поместье рисуются как идеальное в своей неподвижности, раз и навсегда отлившееся воплощение феодальных отношений.
Петербург — образ нового, европеизированного, но по своим формам характерного для русской государственности буржуазного общества. И. А. Гончарову очень важно было нарисовать в образе Петра Адуева подобное, хоть еще и редкое тогда, совмещение чиновничьей карьеры и капиталистического предпринимательства. В этом он видел возможность лаконично и выразительно передать суть Петербурга, его историческое значение в социальном и политическом прогрессе. И. А. Гончаров не был склонен к идеализации современного пути развития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие. Авторская симпатия в романе заменена другим: исторической и социальной закономерностью, необходимостью позиции героя. Называя свой роман «Обыкновенной историей», И. А. Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социально предопределено.
Приобщившийся к требованиям «века» Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику «условия игры», без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясь советам и требованиям дяди, Александр вынужден, в конечном счете, следовать им, ибо в мнениях дяди нет ничего индивидуального — это веления времени. Потеря героем «Обыкновенной истории» многих неоценимых душевных качеств — простодушия, искренности, свежести чувства — сопровождается его ростом, прогрессом, перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным, но и умственным усовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, а не мнимым повышением его социальной ценности.
Особенность формирования героя И. А. Гончарова состоит в преодолении романтического идеала, приобщении к суровой деловой жизни. История героя оказывается отражением исторически необходимых изменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважение к труду, стремление к успеху, чувство допга по отношению к делу, избранному в качестве профессии, самодисциплина и организованность, подчинение мысли рассудку, конкретным и ближайшим целям, чаще всего интересам службы или другой трудовой деятельности, — таков идейный, нравственный и бытовой комплекс, характеризующий типичную личность петербургского периода, а также уклад жизни и нравы Петербурга, наиболее «современного» и европеизированного города России середины XIX в. Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость к словам и постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем и как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга. Даже от искусства он требует высокой профессиональности и не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке самовыражения. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них обесценивание личности.
Адуеву-младшему предначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей! Рок, который толкает его на этот путь (казалось бы, Александр не честолюбив, не алчен, не жаждет денег и может спокойно и без особых усилий иметь все жизненные удобства в своем наследственном имении), — историческая необходимость. В неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни в неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни.
Матери Александра — «старосветской» помещице — во сне сын является добровольной жертвой, человеком, бросающимся в омут. Так через аллегории автор изобразил неизбежность, которая просто обязана подвигнуть Россию на вхождение в новые, непривычные и отнюдь не свойственные ей отношения.