Идейно-тематическое содержание романа “Обломов” И. А. Гончарова

Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие “обломовщина” и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя.
Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” дал опре­деление этого понятия как символа бездействия, застоя крепостни­ческой системы, а самого героя романа назвал “коренным нашим типом, последним представителем из ряда “лишних людей”, в ко­тором мечтательность и практическая несостоятельность, противо­речие слова и дела доведены до логического

конца. В 1 части рома­на “обломовщина” обосновывается самим писателем, иронически, в гоголевской манере, рисующим петербургский день Ильи Ильича, который он проводит лежа на диване в своем знаменитом халате, ставшем символом лени и бездеятельности.
Очевидно, что тема “лишнего человека” действительно находит свое отражение в этом произведении. Трагична судьба Обломова, че­ловека с “золотым сердцем” и “голубиной душой”, умного, тонкого, но совершенно не способного к деятельности. Это во многом объясняется теми условиями, в которых происходило формирование его характе­ра, отраженными в картинах
жизни обломовцев, изображенных в 1 части в главе 9 “Сон Обломова”. Они перекликаются с описанием быта и нравов Выборгской стороны в 4 части, создавая представле­ние о безысходности ситуации, в которой оказывается герой.
Но писатель не ограничивается только критикой того социально­психологического типа, который связан с понятием “обломовщины”. Он расширяет рамки поставленной проблемы, ставя вопрос о том, какие формы деятельности может предложить человеку современ­ная жизнь. Во второй и третьей частях, где разворачивается исто­рия любви Обломова и Ольги Ильинской, появляется и совершенно иная, чем раньше, мотивировка жизненной апатии героя. Говоря Своему другу Штольцу, что “его жизнь началась с погасания”, Илья Ильич поясняет: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцеля­рии, . гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни.”. По словам Обломова, в течение его двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе “был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”. Основная тяжесть вины за неподвижность и бездеятельность героя теперь, таким образом, перекладывается с самого Ильи Ильича на бездуховное общество. Особое значение в романе имеет тема любви. По концепции Гон­чарова, любовь – это первооснова и фокус бытия, а потому поиск “нормы” любви и составляет важнейшую из идейных основ романа (сюжетные линии Обломов – Ольга, Обломов – Пшеницына, Оль­га – Штольц как различные формы этого поиска). Переживая с Ольгой “поэму изящной любви”, Обломов выявляет, по мысли рома­ниста, лучшие начала как собственной, так и общей природы чело­века: тонкий инстинкт красоты (искусства, женщины, природы) как выражение общей жизненной гармонии, которая в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной призвана завершиться гармоничным се­мейным союзом на основе любви и глубокого взаимного уважения.
В то же время крах любви Обломова и Ольги изображен Гонча­ровым как не случайная, но уготованная человеку самой судьбой и поэтому общезначимая драма. В ней и отражается представление писателя о несовместимости гармоничного образа жизни, человече­ской “нормы” с новым веком – веком бездуховности, прагматизма и эгоистического расчета.
Поиски подлинно человеческой “нормы” бытия, утраченной в со­временном мире, и героя, отвечающего этой “норме”, представляют главную идейную основу романа. Актуальность этой проблемы в ус­ловиях бурно меняющейся жизни России 50-60-х годов XIX века ост­ро ощущалась не только Гончаровым, но и практически всеми рус­скими писателями. Не только в “Обломове”, но и во все остальных своих романах, Гончаров попытался показать свой, как он его на­звал, “артистический идеал” человека. Это, по его словам, изображе­ние “честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеа­листа, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охла­девающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры”. Этот “артисти­ческий идеал” личности в “Обломове”, как и во всех остальных ро­манах писателя, оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа – Обломова и Штольца.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Опишите назначение возможности программы проводник.
Сейчас вы читаете: Идейно-тематическое содержание романа “Обломов” И. А. Гончарова