Образ Ольги Ильинской стремление к высшему идеалу русской женщины в любви

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана И буду век ему верна.
А. Пушкин
Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе Обломов, нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни. Поэтому она изумляет нас, читателей, необыкновенной ясностью и простотой своей логики, гармонией своего

сердца и воли. Героиня поражает нас до того, что впору усомниться и сказать самому себе: Чепуха! Таких девушек не бывает на свете. Но, следя за развитием ее образа, я постепенно свыкся с мыслью и с ощущением, что она естественна, верна себе и довольно последовательна в характере, словом, я начал верить как бы в реальность Ольги и увидел даже ее живое лицо, в воображении, конечно. Да, она необычна, да, она слишком хороша, но лишь потому, что я такой еще не встречал.
Если говорить о социальном или общественном развитии образов героев романа, то в Ольге, мне кажется, больше намека на новую русскую жизнь, нежели в Штольце. От
Ольги можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину. Когда-то она любила Обломова, верила в него, в его нравственное совершенство. Долго и упорно, с любовью и нежной заботой трудилась она, чтобы возбудить в нем энергию к жизни, к деятельности. Ольга не хочет верить, что Обломов не способен на добро. Любя в нем свою надежду, свое будущее, Ольга делает для него все, пренебрегая даже условными приличиями. Она едет к нему одна и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и еще объясняет ему, почему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо мелодраматического содержания, «а потом уверяет ее, что писал это только для ее блага, забыв про себя, жертвуя собой и т. д. Ольга спокойно ему ответила: Нет, неправда: если бы вы думали только о моем счастье и считали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем. Он продолжает говорить, что боится ее несчастья, если она со временем поймет, что ошиблась, и полюбит другого. Ольга отвечает: Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь. Эта простота и ясность в мышлении Ольги и заключает в себе, как мне кажется, задатки новой будущей жизни, отличающейся от той, в которой выросло современное героям романа общество. Меня поражает также, как воля Ольги послушна ее сердцу. Она продолжает свои отношения с Обломовым, несмотря на все насмешки посторонних, до тех пор, пока окончательно не убеждается, что ошиблась в нем. После открытого выяснения отношений она уже не может соединить с ним свою судьбу, хотя и при этом разговоре и даже после она еще ласкает и хвалит его. Собственно говоря, она его просто уничтожает духовно.
У пушкинской Татьяны выбор предрешен. Только нравственный долг спасает Татьяну от Онегина. Будь она свободна бросилась бы ему на шею. Наталья оставляет Рудина только потому, что он сам уперся на первых же порах, да и, проводив его, она убеждается только в том, что он ее не любит, и ужасно горюет об этом. Печорин успел заслужить только ненависть княжны Мери.
Героиня Гончарова в похожих психологических ситуациях, я имею в виду выбор, поступила с Обломовым иным образом. Она просто и коротко сказала ему: Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. как голубь; ты спрячешь голову под крыло и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего не знаю!
Ольга оставляет Обломова и устремляется к своему будущему, хотя еще не знает его хорошо. Казалось бы, что со Штольцем она нашла свое счастье. Но нетрудно заметить, что уже и с ним ее начинают тревожить какие-то туманные вопросы и сомнения. Автор не раскрыл эти новые волнения Ольги. Мне кажется, что это вполне закономерное веяние той новой жизни, к которой она стремилась. Собственно, характер Ольги на этом этапе исчерпан. Что может быть дальше? Дальше, по логике, может быть одно: если она перестанет верить Штольцу, несомненно, поступит с ним, как с Обломовым. Но это по логике, а как известно, в отношении умных и красивых женщин логика пустое место. И все же, суммировав свои наблюдения, я не могу не согласиться, что образ Ольги Ильинской очень близок к идеалу русской женщины в любви.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Ольги Ильинской стремление к высшему идеалу русской женщины в любви