По структуре своей «Обломов» является типичным примером так называемого «монографического» романа, романа-биографии. Жизнь героя последовательно раскрыта от рождения до смерти. Все другие действующие лица, даже представляющие несомненный повествовательный интерес (такие, как Штольц и Ольга Ильинская), призваны, в первую очередь, «высветлить» Обломова, дать ему возможность проявить себя в различных ситуациях.
Гончарова принято считать образцом строго объективного художника, у которого нет ни любви, ни вражды к создаваемым
им лицам, который не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателям. Эта характеристика, основанная на анализе первого романа писателя, нуждается все же в определенной корректировке. Пусть субъективные элементы у Гончарова проявлялись не так прямо и открыто, как у некоторых других писателей, но в «Обломове» (и в третьем романе — «Обрыв») авторские лиризм, юмор, ирония, а порою и грусть заметны достаточно отчетливо. Мы уже говорили, что в истории мировой литературы особое место занимает русский роман, открывший новые художественные возможности словесного искусства. Гончаров продолжал и развивал
лучшие традиции русского романа. В первую очередь здесь, конечно, должны быть названы имена Пушкина и Гоголя, верным учеником которых Гончаров себя называл. Можно заметить и некоторое сходство романов Гончарова с тургеневскими романами; только в данном случае речь следует вести вовсе не о каких бы то ни было влияниях, а о чертах общности, о типологическом сходстве, что проявляется, в частности, в том мастерстве, с которым эти замечательные писатели создавали запоминающиеся характеры своих героев, в использовании мотива испытания любовью (но можно также сказать и об испытании самой любви), в постановке проблемы нравственного выбора и т. д.
В истории романного жанра Гончарову принадлежит видное и почетное место.