Характеристика образа Марка Волохова в романе Гончарова «Обрыв»
Ни один из героев «Обрыва» не вызвал такой критики, как Марк Волохов. И для этого были веские причины. В «Обрыве», больше чем в других романах Гончарова, сказалась ограниченность мировоззрения писателя. А это не могло не отразиться и на героях романа-и в частности на образе Марка Волохова. «В программе романа, набросанного еще. в 1856 и 1857 годах, — писал Гончаров, — не было фигуры Марка Волохова». Образ Волохова давался Гончарову трудно. В 1860 году он пишет в письме: «. к Маркушке и приступить не умею, не знаю, что из него должно выйти».
.Но, посетив в 1862 году провинцию, я встретил и там, и в Москве несколько экземпляров типа, подобного Волохову. Тогда уже признаки отрицания или нигилизма стали являться чаще и чаще.
Тогда под пером моим прежний, частью забытый, герой преобразился в современное лицо.»
Марк
В образе Марка Волохова Гончаров показал новый тип русской жизни — революционного демократа 60-х годов, «нигилиста», по подхваченному всеми определению И. С. Тургенева.
Революционная демократия, передовая русская молодежь, становилась в 60-е годы большой силой. Гончаров относился с предубеждением к ее идеалам и не скрывал этой своей неприязни. В Марке Волохове мы видим, какой ему представляется революционно-демократическая молодежь. Гончаров отмечает в Волохове положительные качества: силу характера, настойчивость, искренность. Волохов против крепостничества, против бабушкиного патриархально-обломовского. мира. Все это привлекает к нему Веру. Но Волохов совершает и ряд поступков, не свойственных порядочным людям: ворует яблоки из чужих садов, берет и не отдает деньги, портит книги, подделывает чужие письма. Он отрицает прочную и глубокую духовную связь между мужчиной и женщиной, проповедует передовую, на его взгляд, теорию «любви на срок». Этой «теорией» он отталкивает Веру, которая верит в счастье и любовь не «на срок», а на всю жизнь и считает, что женщина «создана для семьи прежде всего». Женщина с сильным характером, с независимым умом п стремлением к личной свободе, она спорит с Волоховым, отстаивая свои взгляды на жизнь, любовь и счастье. Большое чувство Веры не может примириться с безнравственными принципами «разбойника Маркуши». Вера резко осуждает взгляды Волохова, и этим Гончаров, — как ему казалось, — разоблачал не только Болотова, но й идеологию, революционно-демократического движения в России.
Ошибка Гончарова не в том, что он изобразил Волохова. Такие люди были в ту пору. Но это были не подлинные революционные демократы, а вульгаризаторы революционно-демократических идей, анархически настроенные люди, отрицавшие по преимуществу внешние стороны сложившегося быта. «Собакевичами и Ноздревыми нигилизма» называл их Герцен, очень доброжелательно относившийся к тургеневскому Базарову. Не такие, как Марк Волохов, определяли лицо нового поколения.
Неверные представления писателя о революционно-демократической молодежи привели к тому, что в «Обрыве» Гончаров создал карикатуру на передовое движение своего времени, что и вызвало ожесточенную критику передовых кругов русской общественности, увидевших в романе сознательную клевету на молодое поколение.
В «Отечественных записках» Салтыков-Щедрин в статье «Уличная философия» осудил Гончарова за его попытку выдать Марка Волохова за представителя «молодого поколения и тех идей, которые оно внесло и стреми
Лось внести в нашу жизнь». Щедрин расценивал образ Волохова как отступление Гончарова от его прежних прогрессивных и гуманных идеалов.
С Щедриным солидаризовались критики А. М. Скабичевский и Н. В. Шелгунов, видная деятельница русского революционного движения М. К. Цебрикова.