Гончаров Иван Александрович – прозаик, критик


Гончаров учился в частном пансионе, где приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Не закончив его, Гончаров поступил в 1831 году на филологическое отделение Московского университета. Во время учебы в университете интересовался теорией и историей литературы, изобразительным искусством, архитектурой. В то же время Гончаров обратился и к литературному творчеству. Сначала он публикует в рукописном журнале свои стихи, затем антиромантическую повесть “Лихая болесть”, повесть “Счастливая ошибка”.
В большую литературу Гончаров вошел в 1847 году романом “Обыкновенная история”. В этом романе писатель отрицает абстрактные, идеалистические обращения главного героя Александра Адуева к некоему “божественному духу”. Романтическая мечтательность героя не наполняет живым смыслом ничье существование, даже его собственное. Адуев пишет стихи, но романтизм его стихотворений безжизнен, заимствован. Романтика Адуе – 112 литература ва – не от духовного порыва, который мог бы иметь прекрасный результат, нужный ему и другим людям, он – знак душевной и умственной слепоты, форма ребяческой пустой восторженности. Отрезвление Адуева под влиянием дядюшки, разумеется, происходит, но преимущественно в пределах департамента, на мелкой канцелярской работе.
Уроки дядюшки пошли племяннику впрок. За четыре года Александр Адуев превратился в сияющего, румяного, важного чиновника с “орденом на шее”, за орденом последовала сверхудачная женитьба, конечно, без любви, а по расчету: 500 душ и триста тысяч рублей приданого. Основной смысл этого романа – в неприятии и осуждении пустой романтики и столь же ничтожной чиновни – чье-коммерческой деловитости – всего, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человечеству. Этот мотив получит широкое развитие в следующем романе Гончарова – “Обломов”. Работать над этим произведением писатель начал еще в 40-е годы. В 1849 году был напечатан “Сон Обломова. Эпизод из неоконченного романа”. Но до окончания работы над главным произведением Гончарова пройдет еще много лет. А пока неожиданно для многих в 1852 году Гончаров отправляется в двухлетнее кругосветное путешествие, результатом которого явятся два тома путевых заметок “Фрегат “Паллада”.
Главная ценность гончаровских очерков – в социально-психологических выводах относительно увиденного, их эмоциональной наполненности. Описательные картины полны лирического чувства, замечательны сопоставлениями, ассоциациями с жизнью далекой, но родной России. В 1859 году Гончаров публикует роман “Обломов”. По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман – вершина творчества писателя (см. “Обломов”). Продолжая после “Обломова” изучать психологию русского дворянства, Гончаров показал, что обломовщина не отошла в прошлое.
Его последний роман “Обрыв” (1869) убедительно представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это натура романтическая, художнически одаренная, но обломовская 113 пассивность воли делает закономерной бесплодность его духовных усилий. Сочувственное отношение широкой публики к роману не смогло больше подвигнуть Гончарова на создание нового большого художественного произведения. Замысел четвертого романа, охватывающего своим содержанием 70-е годы, остался неосуществленным. Но литературная деятельность Гончарова не ослабела. В 1872 году он пишет литературно-критическую статью “Мильон терзаний”, до сих пор остающуюся классической работой о комедии Грибоедова “Горе от ума”, через два года – “Заметки о личности Белинского”. Театральные и публицистические заметки, статья “Гамлет”, очерк “Литературный вечер”, даже газетные фельетоны – такова литературная деятельность Гончарова в 70-е годы, завершившаяся в 1879 году крупной критической работой о своем творчестве “Лучше поздно, чем никогда”. В 80-е годы писатель выпускает в свет первое собрание своих сочинений. Он по-прежнему пишет статьи и заметки, можно лишь сожалеть, что перед кончиной Гончаров сжег все написанное в последние годы.
Специфика реализма Гончарова заключена в решении сложной задачи – раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. Писатель увидел в обыденности жизни, порой в удивляющей медлительности ее течения внутреннюю напряженность. Ценное в романах Гончарова – это призыв к деятельности, одушевленный нравственными идеями: свободой от рабства (социального и морального), гуманностью и духовностью. Писатель выступал за независимость личности, против всех форм деспотизма.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогическое общения и его особенности.
Сейчас вы читаете: Гончаров Иван Александрович – прозаик, критик