Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману «Обломов»)
И. А. Гончаров в своем романе исследует человеческую натуру, и если в образах Обломова и Штольца мы найдем как бы две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе), то в образе Ольги Ильинской, с моей точки зрения, воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке.
Гончаров описывает Ольгу не красавицей в привычном понимании этого слова: «.не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня. Но если б ее обратить в статую,
Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Что же видит Ольга в Илье Ильиче? Сначала болезненная неспособность
Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своем воображении и которого искренне хотела создать в жизни. «Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер», — с трудом выговаривает Ольга и задает горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя?. Нет имени этому злу.» «Обломовщина!» — отвечает Илья, и это звучит как приговор и ему, и ей — ее тщетной попытке преобразить любимого.
Сперва кажется, что Ольга находит свое счастье со Штольцем. Именно он сумел добиться того, что в душе молодой женщины здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство любви к Обломову и неудовлетворенности собой. Но и замужем Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее любви к Обломову. Ольга Ильинская не может жить успокоенной, ей мало домашнего, женского счастья. Ее деятельная натура жаждет настоящих, больших дел, подобных неудавшейся попытке сотворить нового Обломова.
В заключение приведу мнение известного критика Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?»), который считал, что именно Ольга «представляет высший идеал», какой только и можно найти в «теперешней русской жизни».